Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2009 г. по делу № ЖС-94/2009

(извлечение)

13 августа 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов
рассмотрела поступившую 31 июля 2009 года жалобу общества с ограниченной ответственностью (далее - Общество) на действия государственного учреждения (далее - ГУ) и аукционной комиссии уполномоченный орган по проведению аукциона (далее - уполномоченный орган) при размещении заказа на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объектов ГУ по лоту № 2 по строительству гофрированной трубы на 25 километре автомобильной дороги на сумму 8610710 рублей, выразившиеся, по мнению заявителя в нарушении норм Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), а именно, в необоснованном отказе в допуске к участию в аукционе Общества.
Представитель заявителя на заседании комиссии Амурского УФАС пояснил следующее:
23 июля 2009 г. Обществом подана заявка на участие в открытом аукционе на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по строительству объектов ГУ по лоту № 2 на выполнение работ по строительству металлической гофрированной трубы на 25 км автомобильной дороги.
Уполномоченным органом 24 июля 2009 г. проведена процедура рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Решением аукционной комиссии (протокол рассмотрения заявок от 24 июля 2009 г.) Обществу отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов: несоответствие требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона о размещении заказов (отсутствует в лицензии на строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровня ответственности право осуществлять геодезические работы (а именно: разбивочные работы в процессе строительства).
Общество считает решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе незаконным по следующим причинам:
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ "О размещении заказов" установлено обязательное требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с пунктом 8.1.17 информационной карты аукционной документации заявка на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов:
а) копию лицензии на строительство зданий и сооружений I и II уровня ответственности с правом деятельности по следующим видам работ:
- геодезические работы, выполняемые на строительных площадках, в т.ч.: разбивочные работы в процессе строительства; исполнительная геодезическая съемка;
- транспортное строительство, в т.ч.: автомобильные дороги III и IV категорий; укрепительные работы.
Предметом аукциона по лоту № 2 является выполнение работ по строительству металлической гофрированной трубы на 25 км автомобильной дороги (пункт 8.1.3 информационной карты, пункт 1.1 проекта государственного контракта).
Перечень работ, являющихся предметом аукциона, установлен техническим заданием - разделом IV аукционной документации. Техническое задание по лоту № 2 предусматривает следующие работы, выполняемые по контракту:
подготовительные работы;
земляные работы;
дорожная одежда;
искусственные сооружения;
примыкания и пересечения;
обустройство дороги;
временные здания и сооружения.
Работы по выполнению инженерно-геодезических изысканий, в том числе разбивочные работы в процессе строительства, техническим заданием не предусмотрены.
Пунктом 8.3 проекта государственного контракта установлена обязанность подрядчика обеспечить за свой счет создание геодезической разбивочной основы в соответствии с проектом на основе переданной Заказчиком геодезической основы для строительства и нести ответственность за правильность разбивки осей сооружения, высот и размеров всех его частей.
Указанная обязанность подрядчика является обязанностью, обеспечивающей выполнение им являющихся предметом контракта работ по строительству, но непосредственно предметом контракта не является.
Контрактом не предусмотрено выполнение подрядчиком разбивочных работ, а лишь возлагается обязанность обеспечить выполнение указанных работ, кроме того, за свой счет, между тем договор подряда в соответствии со ст. 702 Гражданского кодекса РФ является договором возмездным.
Указанное относится также к иным работам, обеспечивающим обязанности подрядчика, предусмотренные контрактом, и исполняемым подрядчиком за свой счет - например, по лабораторному и геометрологическому контролю (п. 8.4 контракта), выполнению на строительной площадке мероприятий по технике безопасности, обеспечению безопасности дорожного движения, экологической безопасности, пожарной безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды (п. 8.5), охране строящегося объекта, материалов, оборудования, стоянки строительной техники и другого имущества (п. 8.8) и т.д.
Перечисленные работы могут осуществляться подрядчиком в процессе исполнения контракта по усмотрению самого подрядчика либо собственными силами, либо с привлечением специализированных организаций. При этом привлечение сторонних организаций не будет являться привлечением субподрядчика, так как субподрядом является передача на выполнение сторонних организаций работ, являющихся предметом договора подряда и оплачиваемых заказчиком.
Таким образом, требование аукционной документации о наличии у участников аукциона лицензии с правом деятельности по геодезическим работам, выполняемые на строительных площадках, в т.ч. разбивочных работ в процессе строительства, и о предоставлении участниками в составе заявки соответствующих документов, установлена в аукционной документации в нарушение ч. 3 ст. 35, ст. Закона о размещении заказов, что повлекло незаконный отказ в допуске к участию в аукционе Общества.
Указанное подтверждается также тем, что заказчиком в аукционной документации (п. 8.1.17 информационной карты) установлено требование предоставления участниками аукциона либо лицензии на указанные выше виды работ, либо свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства с правом деятельности по следующим видам работ:
работы по монтажу сборных железобетонных и бетонных конструкций;
работы по гидроизоляции строительных конструкций;
работы по строительству автомобильных дорог.
Между тем в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 274 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень видов работ которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства) работы по выполнению инженерно-геодезических изысканий также относятся к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и на производство которых требуется наличие соответствующего допуска. Однако требование о наличии у участников аукциона свидетельства о допуске к работам по инженерно-геодезическим изысканиям, к которым относятся разбивочные работы в процессе строительства, заказчиком не установлено.
Указанное расхождение в требованиях к участникам, кроме того, предоставляет преимущества участникам аукциона, получившим свидетельства о допуске к выполнению строительных работ, по отношению к участникам, имеющим полученные в ранее действующем порядке аналогичные лицензии.
Заявитель на жалобе подтвердил, что инженерно-геодезические работы, в том числе и разбивочные работы, являются неотъемлемой составной частью производственно-технологического комплекса содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог.
По существу жалобы Общество просит признать заказчика - ГУ нарушившим ст. 34, 35, 11 Закона о размещении заказов, признать уполномоченный орган нарушившим ст. 12 Закона о размещении заказов, выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа не согласны с доводами заявителя жалобы, и по существу рассматриваемой жалобы пояснили следующее:
Инженерно-геодезические работы являются неотъемлемой составной частью всего производственно-технологического комплекса содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
В ходе строительства систематически выполняют геодезические измерения, которыми проверяют соответствие проекту возводимых конструкций, а также фиксируют возможные отклонения фактических положений основных точек сооружений в плане и по высоте от проектных, то есть, производят исполнительную инженерно-геодезическую съемку; при этом по каждой стадии строительства составляют исполнительные чертежи, без которых объект не может быть принят комиссией к эксплуатации. Все эти геодезические работы называют текущим геодезическим обслуживанием строительства.

П. 1.2 последний абзац СНиП 3.01.03-84 "Геодезические работы в строительстве" регламентировано следующее: "Производство геодезических работ в процессе строительства, геодезический контроль точности геометрических параметров зданий (сооружений) и исполнительные съемки входят в обязанности подрядчика". П. 1.3 вышеуказанного СНиП роль геодезических работ в строительном процессе нормирует следующим образом: "Геодезические работы являются неотъемлемой частью технологического процесса строительного производства, и их следует осуществлять по единому для данной строительной площадки графику, увязанному со сроками выполнения общестроительных, монтажных и специальных работ".
Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность подрядной организации в сфере геодезического обеспечения строительства, являются:
СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве. Постановление Госстроя СССР от 4 февраля 1985 г. № 15. СНиП от 4 февраля 1985 г. № 3.01.03-84. Строительные нормы и правила РФ.
ГОСТ Р 51872-2002 Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения. Постановление Госстроя России от 21 ноября 2001 г. № 120. ГОСТ Р от 21 ноября 2001 г. № 51872-2002.
ВСН 5-81 (Минавтодор РСФСР) Инструкция по разбивочным работам при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений. ВСН от 8 октября 1981 г. № 5-81. Приказ Минавтодора РСФСР от 8 октября 1981 года.
Данные сферы деятельности лицензируются в силу оказания влияния на безопасность объектов капитального строительства.
Аукционной документацией (п. 12) и проектом государственного контракта (п. 2.3, п. 8.3) передача данного вида работ на субподряд не предусмотрена, т.е. выполнение данного вида работ является обязанностью подрядчика.
Таким образом, Общество не имеет правовых оснований и возможностей для производства работ по геодезическому обеспечению строительно-монтажных работ.
Членами аукционной комиссии уполномоченного на размещение заказа органа представлено письменное пояснение по существу жалобы: Обществу было отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов - в представленной лицензии на строительство зданий и сооружений I и II уровня ответственности отсутствует право на осуществление геодезических работ: разбивочные работы в процессе строительства. На основании изложенного, членами аукционной комиссии принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе Общества, что отражено в протоколе от 24 июля 2009 года".
Таким образом, по мнению заказчика и уполномоченного органа, жалобу Общества следует признать необоснованной. Также представителями заказчика сообщено комиссии Амурского УФАС о том, что в настоящее время контракты по данному аукциону с победителями торгов не заключены.
Закрытое акционерное общество (далее - Общество-1) представило возражение на жалобу, в котором отразило, что также не согласно с отказом в допуске к участию в аукционе по причине неуказания в лицензии геодезических работ, выполняемых на строительных площадках (разбивочных работ в процессе строительства, исполнительной геодезической съемки), поскольку перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не содержит такой вид работ как "геодезические работы, выполняемые на строительных площадках".
Заслушав представителей сторон, приняв во внимание их письменные и устные пояснения, изучив представленные материалы жалобы Общества, проведя в соответствии с ч. 4 и ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, комиссия Амурского УФАС России установила следующее.
19 июня 2009 года на официальном сайте области и 20 июня 2009 года в областной газете уполномоченным на размещение заказов органом размещено извещение о проведении открытого аукциона на выполнение работ по строительству объектов ГУ по двум лотам. Лот № 1 - выполнение работ по строительству мостового перехода на 14 км автомобильной дороги с начальной (максимальной) ценой контракта - 49845917 рублей. Лот № 2 - выполнение работ по строительству металлической гофрированной трубы на 25 км. автомобильной дороги с начальной (максимальной) ценой контракта - 8610710 рублей.
Согласно п. 8.1.17 информационной карты аукционной документации заявка на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов:
- копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона:
а) копия лицензии на строительство зданий и сооружений I и II уровня ответственности с правом деятельности по следующим видам работ для лота № 2:
Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках, в том числе:
- разбивочные работы в процессе строительства;
- исполнительная геодезическая съемка.
Транспортное строительство, в том числе:
- автомобильные дороги III и IV категорий;
- укрепительные работы
- или копия свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства с правом деятельности по следующим видам работ для лота № 2:
Работы по монтажу сборных железобетонных и бетонных конструкций, в том числе:
- укладка водопропускных железобетонных труб под насыпями.
Работы по гидроизоляции строительных конструкций, в том числе:
- покрытие битумной мастикой бетонных и железобетонных труб.
Работы по строительству автомобильных дорог, в том числе:
- устройство грунтовых дорог с покрытием из песка, щебня или гравия.
Согласно внесенных 8 июля 2009 года изменений в документацию об аукционе и проект государственного контракта по лоту № 2 заказчиком и уполномоченным органом ограничено право участника для привлечения субподрядных организаций на выполнение геодезических работ.
На основании протокола рассмотрения заявок поданных на участие в открытом аукционе от 24 июля 2009 г. № 1593, Обществу и Обществу-1 было отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов: несоответствие требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 ФЗ-94 (в лицензии на строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровня ответственности отсутствует право осуществлять геодезические работы, а именно: разбивочные работы в процессе строительства у Общества, и разбивочные работы и геодезическая съемка у Общества-1).
Комиссия Амурского УФАС приходит к выводу о признании жалобы Общества необоснованной по следующим основаниям:
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Данное положение относится, в том числе, и к проведению геодезических работ, выполняемых на строительных площадках.
Предмет аукциона - выполнение работ по строительству объектов автомобильных дорог включает в себя инженерно-геодезические работы, которые являются неотъемлемой составной частью технологического процесса выполнения работ, что подтверждено заявителем и заказчиком.
Согласно ст. 3.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до 1 января 2010 года осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании:
1) лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");
2) выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно ч. 2 ст. 3.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до 1 января 2010 года после установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требование о наличии лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", не применяется в отношении иных видов работ по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, по проектированию зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений.
Согласно Перечню видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 274 в данный Перечень включены работы по выполнению инженерно-геодезических изысканий, включающие в себя топографо-геодезические изыскания, разбивочные работы, выверку конструкций, наблюдение за деформациями сооружений.
Топографо-геодезические изыскания предназначены для отображения земной поверхности в деталях, со всеми подземными и наземными коммуникациями.
Для перенесения проекта на местность создают разбивочную сеть опорных геодезических пунктов в виде строительной сетки. От разбивочной сети переносят в натуру главные оси сооружений и детально разбивают все строительные оси и поперечники.
На законченных сооружениях выполняют контрольную исполнительную съемку. Исполнительная контрольно-геодезическая съемка строящихся и реконструируемых сооружений производится с целью контроля за соответствием будущего сооружения проектному положению в плане и профиле, для своевременного исправления возможных отклонений от проекта, получения фактического планово-высотного положения всего построенного объекта и составления исполнительных чертежей сооружения. Установка в проектное положение конструкций и оборудования включает выверку осей в плане, по высоте и по вертикали.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом торгов. В данном случае данное требование подтверждается наличием у участника размещения заказа собственной действующей лицензии на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений с указанными видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе деятельности включенными и требуемые заказчиком - разбивочные работы в процессе строительства и исполнительная геодезическая съемка.
Таким образом, Общество должно было подтвердить свое соответствие требованию, указанному в п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов действующей лицензией с указанными видами работ, выполняемых в составе деятельности и входящих в предмет аукциона (разбивочными работами в процессе строительства и исполнительной геодезической съемкой) либо свидетельством саморегулируемой организации о допуске к работам по выполнению инженерно-геодезических изысканий, которые входят в Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Поскольку в действующих и представленных в составе заявки лицензиях на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровня ответственности участников размещения заказа Общества и Общества-1, отсутствовало право на осуществление разбивочных работ в процессе строительства (у Общества) и разбивочных работ и исполнительной съемки (у Общества-1), а привлечение субподрядных организаций по данным видам работ не было предусмотрено аукционной документацией, членами аукционной комиссии уполномоченного органа было обоснованно отказано в допуске к участию в аукционе данным участникам размещения заказа.
По результатам проведенной внеплановой проверки комиссия Амурского УФАС установила в действиях заказчика и уполномоченного органа следующие нарушения Закона о размещении заказов, допущенные при размещении данного заказа, которые не повлияли на размещение заказа:
1. В нарушение ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов в перечне работ, являющихся предметом аукциона, установленных техническим заданием раздела IV аукционной документации отсутствуют технические характеристики выполняемых геодезических работ.
Рассмотрев жалобу Общества на действия ГУ и аукционной комиссии уполномоченного органа при размещении заказа на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объектов ГУ по лоту № 2 по строительству гофрированной трубы на 25 автомобильной дороги, объявленного извещением от 19 июня 2009 года на официальном сайте области, руководствуясь п. 1 ч. 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", приказом ФАС России от 14 ноября 2007 г. № 379 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Амурского УФАС России приняла

решение:

1. Признать жалобу Общества на действия ГУ и аукционной комиссии уполномоченного органа при размещении заказа на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объектов ГУ по лоту № 2 необоснованной.
2. Признать государственного заказчика - ГУ и уполномоченный орган нарушившим нормы ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Амурского УФАС РФ от 13.08.2009 по делу № ЖС-94/2009
<О признании в действиях государственного учреждения при размещении заказа на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объектов нарушения законодательства о размещении заказов, выразившегося в отсутствии в перечне работ, являющихся предметом аукциона, технических характеристик выполняемых геодезических работ>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru