Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 1 сентября 2009 г. по делу № Р-24/7-2009

(извлечение)

1 сентября 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", далее - Закон "О рекламе") по факту распространения 6 апреля 2009 года на территории области в эфире телеканала общества с ограниченной ответственностью (далее - Общество) рекламы медицинских услуг, оказываемых областным государственным учреждением здравоохранения (далее - ОГУЗ) (операций, проводимых врачами <...> и <...>), без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалиста,

установила:

в Амурское УФАС России поступило заявление <...> о нарушении требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") при размещении 6 апреля 2009 года на территории области в эфире телеканала рекламы медицинских услуг, оказываемых ОГУЗ (операций, проводимых врачами <...> и <...>) без сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалиста. К заявлению была приложена запись эфира.
5 июня 2009 года по данному факту Амурским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе") в отношении ОГУЗ (рекламодателя) и Общества (рекламораспространителя).
В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, установлены следующие обстоятельства.
6 апреля 2009 года после 21:00 час. на территории области в эфире телеканала распространена информация об услугах, оказываемых ОГУЗ следующего содержания:
звук (мужским голосом): "В учреждении здравоохранения проводятся малотравматичные эндовидеооперации при паховых, бедренных, передней брюшной стенки и диафрагмальных грыжах, а также при желчекаменных болезнях, хроническом аппендиците и других. Операции проводят врачи высшей категории <...> и <...>;
текст: "Учреждение здравоохранения Операции проводят врачи высшей категории";
изображения: "образы двух мужчин".
Указанная информация является рекламой в силу пунктов 1 - 3 статьи 3 Закона "О рекламе", поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В данном случае объектом рекламирования являются медицинские услуги, оказываемые ОГУЗ (врачами врачи высшей категории <...> и <...>).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Минздрава РФ "О введении в действие Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" № 113 издан 10.04.2001, а не 10.01.2001.

Так, в соответствии с приказом Минздрава РФ от 10 января 2001 г. № 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги":
Медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Простая медицинская услуга - далее неделимая услуга, выполняемая по формуле "пациент" + "специалист" = "один элемент профилактики, диагностики или лечения".
На основании данных понятий, указанные в распространенной на телеканале "Россия" услуги, оказываемые ОГУЗ, являются медицинскими услугами.
Согласно части 7 статьи 24 Закона "О рекламе": реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Вместе с тем, вышеуказанная реклама медицинских услуг ОГУЗ не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов; продолжительность которого должна составлять - не менее чем пять секунд и которому должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра.
Следовательно, в силу пункта 4 статьи 3 Закона "О рекламе" данная реклама является ненадлежащей, поскольку не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
В соответствии с частями 6, 7 и 8 статьи 38 Закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе" несут: рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель. Согласно пунктам 5, 7 и 6 статьи 3 Закона "О рекламе":
рекламодателем данной рекламы является ОГУЗ - продавец товара, определивший объект рекламирования и содержание рекламы;
рекламораспространителем и рекламопроизводителем: Общество - лицо, осуществившее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а также лицо, осуществившее приведении информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Установлено, что ОГУЗ, является действующим юридическим лицом. Основным видом деятельности ОГУЗ является: "деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных" (код ОКВЭД 85.11.1); дополнительными: "рекламная деятельность" (код ОКВЭД 74.40).
ОГУЗ Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдана лицензия от 8 декабря 2005 года сроком по 8 декабря 2010 года на право осуществления медицинской деятельности, в частности в приложении № 3 к данной лицензии указана номенклатура работ и услуг: доврачебная помощь: операционное дело, сестринское дело, сестринское дело в педиатрии, физиотерапия. Стационарная помощь, в том числе в условиях дневного стационара: токсикология, отоларингология, травматология и ортопедия, хирургия, колопроктология, сердечно-сосудистая хирургия, торакальная хирургия, детская хирургия.
<...> - заведующему отделением ОГУЗ, решением областной аттестационной комиссии от 16 декабря 2005 года присвоена высшая квалификационная категория по специальности "Детская хирургия".
<...> - заведующему отделением ОГУЗ, решением областной аттестационной комиссии от 22 декабря 2006 года присвоена высшая квалификационная категория по специальности "Хирургия".
В соответствии с государственным контрактом № 36п на оказание услуг по размещению рекламы на телевидении от 24 февраля 2009 года, заключенного между ОГУЗ (Заказчик) и Общество (Исполнитель):
Исполнитель обязуется оказать услугу по размещению рекламы Заказчика на телевидении по наименованию и цене, количеству и с характеристиками установленными в графике размещения рекламного видеоматериала в телевизионном эфире (приложение № 1 к контракту), который является неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить услугу на условиях, установленных настоящим контрактом (пункт 1.1);
оплата производится только за фактически оказанную услугу (пункт 2.5);
результат оказанных услуг передается Заказчику по акту приема-сдачи (оказания услуг) по количеству и качеству (пункт 3.1);
дата трансляции отражена в графике размещения рекламного видеоматериала в телевизионном эфире (приложение № 1 к контракту) - пункт 3.2;
качество оказываемой услуги должно соответствовать государственным стандартам и подтверждаться соответствующими документами в соответствии с действующим законодательством РФ (пункт 4.1).
Согласно приложению № 1 к вышеуказанному государственному контракту "График размещения рекламного видеоматериала в телевизионном эфире":
дата трансляции: по заявке Заказчика в указанный день недели;
характеристика, часы трансляции с 09:00 - 23:00;
продолжительность одного показа: не менее 20 секунд;
количество показов: 180.
В соответствии с копией письма главного врача ОГУЗ <...> "О согласовании рекламного ролика", поступившего в Общество 25 февраля 2009 года, согласована окончательная редакция рекламного ролика, текст которого аналогичен тексту размещенной 6 апреля 2009 года в эфире телеканала вышеуказанной рекламы. В данном письме имеется фраза: "Разместите также текст: Внимание имеются противопоказания применению. Перед оказанием услуги проконсультируйтесь с врачом".
Из эфирной справки Общества следует, что 6 апреля 2009 года в 21:24 час. в эфире телеканала была распространена реклама заказчика ОГУЗ "лапароскопия", продолжительностью 20 сек.
В письме от 16 июня 2009 года Общество подтверждает, что 6 апреля 2009 года (в периоды времени в соответствии с приложенной эфирной справкой) распространялась вышеуказанная рекламная информация (версия ролика "Лапароскопия"). В соответствии с заявкой от ОГУЗ данная рекламная информация должна была выйти в эфир с 26 мая 2009 года. Ролик "Лапароскопия" по вине Общества был ошибочно размещен в эфире телеканала 6 апреля 2009 года. В ходе внутреннего разбирательства было выяснено, что видеомонтажером не был выставлен правильный формат изображения, в результате чего картинка на телевизионном экране "срезалась", то есть края изображения, где выставлена надпись "консультируйтесь со специалистом о возможных противопоказаниях" оказалась за пределами эфира (на компьютере картинка отображается полностью).
Общество является действующим юридическим лицом <...>.
Распространение рекламы на территории области в эфире телеканала Общество осуществляет согласно договору от 8 декабря 2008 года, заключенного с закрытым акционерным обществом (далее - Общество-1).
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия Амурского УФАС России) считает, что именно Общество, являющееся рекламораспространителем и рекламопроизводителем данной рекламы, имело возможность внести в рекламу медицинских услуг, оказываемых ОГУЗ соответствующие предупреждающие надписи о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов установленной продолжительности и размера, что исключило бы нарушение требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", однако не предприняло для этого необходимых мер.
На основании изложенного, установлен факт нарушения Обществом (рекламораспространителем и рекламопроизводителем) требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Производство в отношении ОГУЗ подлежит прекращению в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе) и его следует считать заинтересованным лицом, поскольку учреждением предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" - сопровождения рекламы предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов, о чем свидетельствует копия письма главного врача ОГУЗ <...> "О согласовании рекламного ролика", поступившая в Общество 25 февраля 2009 года .
Согласно частям 4, 7 и 8 статьи 38 Закона "О рекламе" к Обществу (рекламораспространителю и рекламопроизводителю) необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество (рекламораспространителю и рекламопроизводителю), согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе"), поскольку на момент рассмотрения дела вышеуказанная реклама медицинских услуг, оказываемых ОГУЗ, размещается в эфире телеканала "Россия" с соблюдением требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <...> немедленно по окончании рассмотрения дела - 18 августа 2009 года.
(излагается описательная и мотивировочная часть решения в соответствии с п.п. 40, 41, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе)
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг, оказываемых ОГУЗ, следующего содержания:
звук (мужским голосом): "В учреждении здравоохранения проводятся малотравматичные эндовидеооперации при паховых, бедренных, передней брюшной стенки и диафрагмальных грыжах, а также при желчекаменных болезнях, хроническом аппендиците и других. Операции проводят врачи высшей категории <...> и <...>. Наш адрес: улица Октябрьская, 108, телефон: 51-61-71";
текст: "Учреждение здравоохранения Операции проводят врачи высшей категории;
изображения: "образы двух мужчин",
распространенную Обществом 6 апреля 2009 года после 21:00 час. на территории области в эфире телеканала,
рекламу медицинских услуг, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов;
поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать Обществу (рекламораспространителю и рекламопроизводителю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Амурского УФАС РФ от 01.09.2009 № Р-24/7-2009
<О признании рекламы медицинских услуг ненадлежащей, поскольку данная реклама распространялась без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалиста>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru