УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2009 г. по делу № Р-22/22 2009
(извлечение)
18 сентября 2009 года оглашена резолютивная часть решения.
2 октября 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 4 части 1 и части 3 статьи 22 Закона "О рекламе" Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", далее - Закон "О рекламе") по факту распространения 30 июня 2009 года и 2 июля 2009 года на территории города по <***>, наружного оформления объекта торговли пивом магазина "Х", следующего содержания:
перед входом в магазин (перед ступенькой вниз): "магазин Х. широкий ассортимент закусок к пиву Хотите ПИВА? Идите к нам!", изображения бутылок пива "С.", "B.", кружки с пивом "Т." без соответствующего предупреждения (по состоянию на 30 июня 2009 года), с предупреждением: "ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВРЕДЕ ЧРЕЗМЕРНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА", которому отведено менее 10% рекламной площади (пространства) - по состоянию на 2 июля 2009 года
перед входом слева на баннере: "всегда в продаже ПИВО на розлив" без соответствующего предупреждения;
ниже слева: "Пивной магазин Х.", изображение кружки с пивом "Т." без соответствующего предупреждения;
справа от входа на баннере: "всегда в продаже ПИВО на розлив" без соответствующего предупреждения,
(по состоянию на 16 июля 2009 года содержание наружного оформления магазина аналогичное вышеуказанному по состоянию на 2 июля 2009 года), рекламы пива, содержащей упоминание: "Хотите ПИВА? Идите к нам!", без сопровождения предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива, содержащую предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива, которому отведено менее чем десять процентов рекламной площади (пространства),
установила:
в Амурское УФАС России поступило заявление администрации города о нарушении законодательства о рекламе (требований пункта 4 части 1 и части 3 статьи 22 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", далее - Закон "О рекламе") при размещении в июне - июле 2009 года на территории <***>) наружной рекламы пива, в которой содержится упоминание: "Хотите ПИВА? Идите к нам!", без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива.
21 августа 2009 года по данному факту Амурским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 4 части 1 и части 3 статьи 22 Закона "О рекламе") в отношении ИП <***> - рекламодателя.
В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, установлены следующие обстоятельства.
На территории города по <***> расположен объект торговли пивом магазин "Х.". Предпринимательскую деятельность в данном магазине осуществляет ИП <***>, ИНН <***>, которому на праве собственности принадлежит встроенное помещение, назначение: нежилое, этаж подвал, расположенное по <***>.
30 июня 2009 года и 2 июля 2009 года сотрудниками администрации города путем фотографирования зафиксировано следующее наружное оформление вышеуказанного магазина "Х.", размещенное с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций):
перед входом в магазин (перед ступенькой вниз): "магазин Х. широкий ассортимент закусок к пиву Хотите ПИВА? Идите к нам!", изображения бутылок пива "С.", "B.", кружки с пивом "Т." (по состоянию на 30 июня 2009 года), с предупреждением: "ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВРЕДЕ ЧРЕЗМЕРНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА", которому отведено менее 10% рекламной площади (пространства) - по состоянию на 2 июля 2009 года;
перед входом слева на баннере: "всегда в продаже ПИВО на розлив",
ниже слева: "Пивной магазин Х.", изображение кружки с пивом "Т.",
справа от входа на баннере: "всегда в продаже ПИВО на розлив".
Данное наружное оформление объекта торговли пивом магазина "Хмель", является рекламой в силу пунктов 1 - 3 статьи 3 Закона "О рекламе", поскольку адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае является пиво.
В соответствии со статьей 22 Закона "О рекламе":
реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:
содержать упоминание о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, является одним из способов утоления жажды (пункт 4 части 1);
реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства) - часть 3.
Вместе с тем, в данной рекламе пива отсутствуют предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива, имеется предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива, но такому предупреждению отведено менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В ходе проведенной сотрудниками Амурского УФАС России 16 июля 2009 года проверки, путем фотографирования зафиксировано, что содержание наружного оформления магазина "Х." аналогичное вышеуказанному по состоянию на 2 июля 2009 года.
В силу пункта 4 статьи 3 Закона "О рекламе" данная реклама пива является ненадлежащей, поскольку не соответствует требованиям части 3 статьи 22 Закона "О рекламе".
В соответствии с пунктами 6 и 7 части 2 статьи 22 Закона "О рекламе":
реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться:
в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.
В ходе рассмотрения данного дела установлено, что ИП <***>, осуществляющий предпринимательскую деятельность в магазине "Х.", в администрацию города за выдачей разрешения на установку рекламной конструкции не обращался. По <***> (единое здание) располагается стоматологическая клиника.
Тогда как ИП <***> по состоянию на 30 июня 2009 года, 2 июля 2009 года и 16 июля 2009 года на расстоянии ближе, чем сто метров от здания, занимаемого медицинской организацией (стоматологической клиникой), размещена вышеуказанная реклама пива.
Деятельность в стоматологической клинике осуществляет общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество), ИНН <***>, ОГРН <***>, которому Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности (доврачебная помощь: сестринское дело, стоматология ортопедическая. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: стоматология, стоматология терапевтическая, стоматология ортопедическая) сроком с 8 сентября 2005 года по 8 сентября 2010 года. Учредителю Общества - <***> на праве собственности принадлежит встроенное нежилое помещение (свидетельство о государственной регистрации права от 16 августа 2005 года).
Следовательно, вышеуказанная реклама пива не соответствует требованиям пункта 6 части 2 статьи 22 Закона "О рекламе и в силу пункта 4 статьи 3 Закона "О рекламе" является ненадлежащей, но не нарушает требования пункта 7 части 2 статьи 22 Закона "О рекламе".
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 22 Закона "О рекламе", несет рекламодатель и рекламораспространитель, а за нарушение требований части 2 статьи 22 - рекламораспространитель. Согласно пунктам 5 и 7 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы является: ИП <***> - продавец товара, определивший объект рекламирования и содержание рекламы; лицо, осуществившее распространение рекламы с использованием рекламных конструкций.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия Амурского УФАС России) считает, что ИП <***>, являющийся рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы, имел возможность не размещать рекламу пива на расстоянии ближе, чем сто метров от здания, занимаемого медицинской организацией (стоматологической клиникой), внести в рекламу пива соответствующие предупреждающие надписи о вреде чрезмерного потребления пива необходимого размера, что исключило бы нарушение требований пункта 6 части 2 и части 3 статьи 22 Закона "О рекламе", однако не предпринял для этого необходимых мер.
На основании изложенного, установлен факт нарушения ИП <***> (рекламодателем и рекламораспространителем) требований пункта 6 части 2 и части 3 статьи 22 Закона "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела не нашло своего подтверждения нарушение ИП <***> требований пункта 4 части 1 статьи 22 Закона "О рекламе", поскольку указанная в данной рекламе фраза: "Хотите ПИВА? Идите к нам!" не является упоминанием о том, что употребление пива является одним из способов утоления жажды. По мнению Комиссии Амурского УФАС России, вышеуказанная фраза направлена на привлечение внимания к пиву, продаваемому в магазине "Х.". В связи с чем, производство по делу в отношении ИП <***> подлежит прекращению в части нарушения требований пункта 4 части 1 статьи 22 Закона "О рекламе" в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе).
Согласно частям 4, 6 и 7 статьи 38 Закона "О рекламе" к ИП <***> (рекламодателю и рекламораспространителю) необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП <***> (рекламодателю и рекламораспространителю), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 6 части 2 и части 3 статьи 22 Закона "О рекламе") - о прекращении распространения на территории города рекламы пива на расстоянии ближе, чем сто метров от здания, занимаемого медицинской организацией (стоматологической клиникой), в том числе без сопровождения предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива, не соответствующей требованиям пункта 6 части 2 и части 3 статьи 22 Закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП <***>, размещенную по состоянию на 30 июня 2009 года, 2 июля 2009 года и 16 июня 2009 года с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций) в виде наружного оформления объекта торговли пивом магазина "Х.", расположенного в едином здании, в котором находится стоматологическая клиника Общества, следующего содержания:
перед входом в магазин (перед ступенькой вниз): "Хотите ПИВА? Идите к нам!", изображения бутылок пива "С.", "B.", кружки с пивом "Т." (по состоянию на 30 июня 2009 года), с предупреждением: "ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВРЕДЕ ЧРЕЗМЕРНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА", которому отведено менее 10% рекламной площади (пространства) - по состоянию на 2 июля 2009 года;
перед входом слева на баннере: "всегда в продаже ПИВО на розлив",
ниже слева: "Пивной магазин Х.", изображение кружки с пивом "Т.",
справа от входа на баннере: "всегда в продаже ПИВО на розлив",
рекламу пива без сопровождения предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива, рекламу пива, содержащую предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива, которому отведено менее чем десять процентов рекламной площади (пространства), размещенную на расстоянии ближе, чем сто метров от здания, занимаемого медицинской организацией,
поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 2 и части 3 статьи 22 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП <***> (рекламодателю и рекламораспространителю)
предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <***>.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.