Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2009 г. по делу № ЖС-167/2009

(извлечение)

25 ноября 2009 года оглашена резолютивная часть решения.
Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов
рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России 18 ноября 2009 года жалобу общества с ограниченной ответственностью (далее - Общество) на действия государственного заказчика - государственное учреждение при проведении открытого аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), а именно: в установлении требований к участникам аукциона о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, запрещенных положениями Федерального закона о размещении заказов.
Представители заявителя на заседании комиссии Амурского УФАС России поддержали доводы жалобы и пояснили, что в соответствии с извещением от 11 ноября 2009 г. заказчик - государственное учреждение объявил о проведении открытого аукциона на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности области и искусственных сооружений на них в 2010 году по лотам N№ 1 - 21 (извещение и документация об аукционе размещена на официальном сайте).
В соответствии с п. 8.1.17 информационной карты аукционной документации заявка на участие в аукционе должна содержать, в том числе собственно заявку на участие в аукционе (форма № 2 раздела IV "Образцы форм и документов для заполнения участниками размещения заказа") с приложением сведений о качестве выполнения работ (приложения № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 к заявке на участие в аукционе).
Установленная заказчиком форма № 2 "Заявка на участие в аукционе" предусматривает представление участником размещения заказа приложения № 2 к заявке с информацией о наличии у участника размещения заказа закрытых теплых стоянок для дорожной техники, а также складских помещений закрытого типа для хранения дорожных материалов, необходимых для исполнения контракта, в виде копий документов, подтверждающих наличие складских помещений для хранения материалов и закрытых теплых стоянок для дорожной техники (копии инвентарных карточек учета основных средств с характеристикой объекта или копии свидетельства о государственной регистрации права или иные другие документы, подтверждающие право собственности) или договор намерения аренды таких стоянок, договор намерения аренды склада или протокол намерений на поставку материалов (ПГМ асфальтобетонная смесь, ПГС, знаки дорожные), и схем мест расположения теплых стоянок" для техники и складских помещений для материалов с привязкой к адресам производства работ.
При этом в соответствии с п. 1.5.1 аукционной документации при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае непредставления участником обязательных документов, входящих в состав заявки на участие в аукционе, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Таким образом, считает заявитель, фактически в аукционной документации (опосредованно, через требование к подтверждению качества работ) установлено требование к участникам размещения заказа о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, что прямо запрещено ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
По существу жалобы заявитель просит признать заказчика - государственное учреждение нарушившим нормы Закона о размещении заказов, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в аукционную документацию с учетом требований действующего законодательства о размещении заказов.
Представители заказчика государственного учреждения по существу жалобы пояснили следующее.
Деятельность по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в Российской Федерации регламентируется установленными стандартами, техническими нормами и правилами, разработанными с учетом особенностей автомобильных дорог и порядка их эксплуатации.
Стандарт - технический норматив, имеющий силу закона, регламентирующий единые требования к уровню качества продукции, устанавливающий ее технические, технологические и эксплуатационные параметры, фиксирующий качественные признаки сырья, полуфабрикатов, из которых должна изготавливаться продукция предприятия (строительства). Стандарты подразделяются на категории: государственные (ГОСТ), отраслевые (ОСТ), республиканские (РСТ), и стандарты предприятия (СП) 1. Соблюдение установленных стандартов при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог гарантирует качество исполнения обязательства лицом, принявшим его. В свою очередь, качественно выполненные работы обеспечивают безопасность и бесперебойный процесс движения по автомобильным дорогам.
Требования заказчика государственного учреждения о представлении в составе заявки на участие в аукционе информации о наличии закрытых теплых стоянок для дорожной техники, а также складских помещений закрытого типа для хранения дорожных материалов установлены в соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов и являются показателем (гарантией) качественного выполнения работ в соответствии с установленными стандартами их осуществления.
Требования о наличии закрытых теплых стоянок и складских помещений для хранения противогололедных материалов предъявляются исключительно с целью обеспечения качества выполняемых работ.
Качество - совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обуславливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемых требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг.
Согласно отраслевому дорожному методическому документу "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (взамен ВСН 24-88) содержание автомобильной дороги - выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию дороги.
Представители обратили внимание, что основной целью содержания является обеспечение безопасности дорожного движения. Безопасность, в свою очередь, является тем продуктом, который должен удовлетворять потребностям и запросам всех без исключения участников дорожного движения.
ГОСТ 50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 г. № 221 устанавливает предельно допустимые сроки ликвидации повреждений и ликвидацию зимней скользкости возникающих на автомобильной дороге. Для дорог регионального значения области срок ликвидации зимней скользкости и окончание снегоочистки составляет 6 часов после окончания снегопада. В то же время определенные требования предъявляются отраслевым дорожным методическим документом "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", утвержденным распоряжением Минтранса России от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р.
Пункт 3.2.9 указанного распоряжения гласит: "Вся дорожная техника для зимнего содержания дорог в нерабочее время должна находиться в постоянной готовности и размещаться в теплых, оборудованных всем необходимым боксах. Для отдыха и обогрева дежурных водителей и машинистов должны иметься теплые помещения со всеми удобствами, включая плиты для приготовления пищи, места для сушки одежды и обуви, аптечки со средствами против обморожения и др.". П. 5.1 гласит: "Хранение противогололедных материалов осуществляют на механизированных базах и складах. Их расположение, количество и вместимость определяют в зависимости от объема выполняемых работ по борьбе с зимней скользкостью, площади обрабатываемых дорог, размещения производственных баз, видов применяемых ПГМ, типа и марки распределителей и других факторов".
Таким образом, по мнению заказчика, содержание автомобильных дорог является работой, которую необходимо выполнить с особыми требованиями (стандартами) с заданными параметрами качества (отсутствие скользкости, соблюдение сроков снегоочистки, отсутствие ям и выбоин на покрытии, "гребенки").
Наличие у подрядной организации теплых стоянок для техники занятой на очистке дорог от снега должно обеспечить соблюдение нормативных сроков снегоочистки и ликвидации зимней скользкости. Противогололедные материалы должны применяться в сухом, рассыпчатом состоянии с влажностью, не превышающей безопасную в отношении смерзаемости. Данные характеристики можно обеспечить только при наличии складов противогололедных материалов. Отсутствие теплых стоянок и складов может привести к невозможности обеспечения качества дорожных работ.
Вышеуказанные требования не являются требованиями о подтверждении наличия у участника размещения заказа производственных мощностей.
На основании вышеизложенного, Общество считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными.
На вопрос комиссии Амурского УФАС России будут ли признаны некачественными работы, выполненные в соответствии со стандартами и требованиями заказчика в случае несоответствия схемы расположения стоянок либо их отсутствия, представитель заказчика ответил отрицательно.
Представитель уполномоченного органа поддержал позицию заказчика, а также сообщил, что уполномоченным органом утверждалась документация об аукционе.
Кроме того, представители заказчика и уполномоченного органа сообщили комиссии антимонопольного органа о том, что процедуры по данному аукциону не закончены.
Заслушав представителей сторон, изучив представленные материалы жалобы Общества, проведя в соответствии с ч. 4 и ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, комиссия Амурского УФАС России установила следующее.
11 ноября 2009 года на официальном сайте области уполномоченный орган по проведению аукциона области размещено извещение на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности области по 21 лоту. Общая сумма размещаемых заказов составила 345690000 рублей. Срок подачи заявок установлен до 2 декабря 2009 года. Дата рассмотрения заявок назначена на 2 декабря 2009 года, дата проведения аукциона на 11 декабря 2009 года. Проекты государственных контрактов на официальном сайте размещены.
В соответствии с п. 8.1.17 информационной карты аукционной документации заявка на участие в аукционе должна содержать, в том числе заявку на участие в аукционе (форма № 2 раздела IV "Образцы форм и документов для заполнения участниками размещения заказа") с приложением сведений о качестве выполнения работ (приложения № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 к заявке на участие в аукционе).
Установленная заказчиком форма № 2 "Заявка на участие в аукционе" предусматривает представление участником размещения заказа приложения № 2 к заявке с информацией о наличии у участника размещения заказу закрытых теплых стоянок для дорожной техники, а также складских помещений закрытого типа для хранения дорожных материалов, необходимых для исполнения контракта, в виде копий документов, подтверждающих наличие складских помещений для хранения материалов и закрытых теплых стоянок для дорожной техники (копии инвентарных карточек учета основных средств с характеристикой объекта или копии свидетельства о государственной регистрации права или иные другие документы, подтверждающие право собственности) или договор намерения аренды таких стоянок, договор намерения аренды склада или протокол намерений на поставку материалов (ПГМ асфальтобетонная смесь, ПГС, знаки дорожные), и схем мест расположения теплых стоянок" для техники и складских помещений для материалов с привязкой к адресам производства работ.
В соответствии с п. 3.3.5 аукционной документации в случае неполного представления документов, перечисленных в пункте 8.1.17 раздела III "Информационная карта аукциона" участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав представленные на заседание комиссии документы, выявила в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушения требований Закона о размещении заказов, а именно:
1. В нарушение ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом в документацию об аукционе включено требование о наличии у участника размещения заказа закрытых теплых стоянок для дорожной техники, а также складских помещений закрытого типа для хранения дорожных материалов, необходимых для исполнения контракта, в виде копий документов, подтверждающих наличие складских помещений для хранения материалов и закрытых теплых стоянок для дорожной техники (копии инвентарных карточек учета основных средств с характеристикой объекта или копии свидетельства о государственной регистрации права или иные другие документы, подтверждающие право собственности) или договор намерения аренды таких стоянок, договор намерения аренды склада или протокол намерений на поставку материалов (ПГМ асфальтобетонная смесь, ПГС, знаки дорожные), и схем мест расположения теплых стоянок для техники и складских помещений для материалов с привязкой к адресам производства работ.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
2. В нарушение ч. 3 ст. 35 Закона о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом в составе заявки требовались документы (договоры намерения, инвентарные карточки, схемы мест расположения теплых стоянок для техники и складских помещений для материалов с привязкой к адресам производства работ) представление которых запрещено положениями Федерального закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 2 статьи 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать: сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку; сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг; документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе (а именно - документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки; подтверждающие соответствие участника п. 1 ч. 1 ст. 11, п. 1 ч. 2 ст. 11, ч. 3 ст. 11 Закона; копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию).
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 ст. 35 Закона о размещении заказов документов и сведений, не допускается.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона о размещении заказов дополнительные требования к участникам в виде наличия необходимых производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов могут устанавливаться Правительством РФ исключительно в отношении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны и безопасности страны.
Заказчиком установлены требования к качеству исполнения работ, задана характеристика качества работ с заданными параметрами качества (отсутствие скользкости, соблюдение сроков снегоочистки, отсутствие ям и выбоин на покрытии, "гребенки").
Наличие закрытых теплых стоянок для дорожной техники, складских помещений, не подтверждает соответствие выполняемых работ вышеуказанным заданным параметрам качества.
Таким образом, документы, подтверждающие наличие у участника размещения заказа закрытых теплых стоянок для дорожной техники, а также складских помещений закрытого типа для хранения дорожных материалов, необходимых для выполнения являющихся предметом аукциона работ, договоров намерений на использование этих объектов и поставку материалов с другими организациями, требуемые заказчиком, не являются подтверждением качества работ, не являются мерой соответствия услуг требованиям стандартов и условиям государственного контракта, а также не входят в перечень документов, представление которых обязательно с ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов.
Кроме того, представленные заказчиком отраслевые дорожные методические документы "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (утв. письмом Минтранса РФ от 17 марта 2004 г. № ОС-28/1270-ис) и "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах" (утв. распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р) является обязательным документом для государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог, и может быть использовано на дорогах общего пользования территориального значения и дорогах муниципального подчинения.
Рассмотрев жалобу Общества на действия государственного заказчика Государственное учреждение при проведении открытого аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, объявленного извещением 11 ноября 2009 года на официальном сайте области, руководствуясь п. 1 ч. 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", приказом ФАС России от 14 ноября 2007 г. № 379 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" комиссия Амурского УФАС России приняла,

решение:

1. Признать жалобу Общества на действия государственного заказчика государственное учреждение обоснованной;
2. Признать заказчика государственное учреждение и уполномоченный орган по проведению аукциона области нарушившим требования ч. 2.1 ст. 34 и ч. 3 ст. 35 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику, уполномоченному предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Амурского УФАС РФ от 25.11.2009 № ЖС-167/2009
<О признании жалобы на действия государственного заказчика при проведении открытого аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения обоснованной, поскольку заказчиком установлено требование к участникам аукциона о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, запрещенных законодательством о размещении заказов>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru