Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)

Определением

Верховного Суда РФ от 10.11.2010 по делу № 74-Г10-16 данное решение было отменено и вынесено новое решение, которым

пункт 3.4

,

подпункт "а" пункта 3.8

Порядка предоставления субсидии на частичное возмещение транспортных расходов по завозу сельскохозяйственной продукции в арктические, северные улусы и вывозу промысловой продукции из арктических, северных улусов за счет средств государственного бюджета РС(Я);

подпункт "а" пункта 3.7

Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат для удешевления стоимости сырья, кормов, семян, завозимых извне республики, и доставки кормо...




 
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2010 г. по делу № 3-23/10

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Пуховой Е.В.,
при секретаре Захаровой Е.В.,
с участием прокурора Диодоровой Ю.Л.,
представителя Правительства РС(Я) Алексеева П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
"07" сентября 2010 года
дело по заявлению заместителя прокурора РС(Я) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 3.4, пп. "а" п. 3.8 Порядка предоставления субсидии на частичное возмещение транспортных расходов по завозу сельскохозяйственной продукции в арктические, северные улусы и вывозу промысловой продукции из арктических, северных улусов за счет средств государственного бюджета РС(Я); пп. "а" п. 3.7 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат для удешевления стоимости сырья, кормов, семян, завозимых извне республики, и доставки кормов в северные, арктические улусы для производства сельскохозяйственной продукции за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), утвержденных постановлением Правительства РС(Я) от 05.03.2010 № 90, суд

установил:

Постановлением Правительства РС(Я) от 05.03.2010 г. № 90 утверждены Порядки предоставления субсидии на частичное возмещение транспортных расходов по завозу сельскохозяйственной продукции в арктические, северные улусы и вывозу промысловой продукции из арктических, северных улусов (приложение № 1) и на возмещение части затрат для удешевления стоимости сырья, кормов, семян, завозимых извне республики, и доставки кормов в северные, арктические улусы для производства сельскохозяйственной продукции за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (приложение № 2).
Документ опубликован в изданиях "Якутские ведомости", № 16, 13.03.2010 г.
Заместитель прокурора РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 3.4, пп. "а" п. 3.8 Порядка предоставления субсидии на частичное возмещение транспортных расходов по завозу сельскохозяйственной продукции в арктические, северные улусы и вывозу промысловой продукции из арктических, северных улусов за счет средств государственного бюджета РС(Я); пп. "а" п. 3.7 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат для удешевления стоимости сырья, кормов, семян, завозимых извне республики, и доставки кормов в северные, арктические улусы для производства сельскохозяйственной продукции за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), утвержденных постановлением Правительства РС(Я) от 05.03.2010 № 90.
В обоснование своих доводов прокурор указывает на то, что пункт 3.4. Порядка (приложение № 1), предусматривающий возможность осуществления хозяйствующими субъектами (уполномоченным оператором) полномочий органов исполнительной власти РС(Я) по размещению и исполнению заказа на поставки товара, а также на оказание связанных с такими поставками услуг, противоречит статье 82.1. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, а также части 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
пп. "а" п. 3.8 Порядка (приложение № 1), пп. "а" п. 3.7 Порядка (приложение № 2) в части возможности предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий по еще не понесенным расходам и недополученным доходам (авансирования), противоречат статье 78 Бюджетного кодекса РФ, а также не соответствуют предусмотренному в статье 38 Бюджетного кодекса принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, означающему, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Представитель Правительства РС(Я) Алексеев П.В. с требованиями не согласился, суду пояснил, что в Законе РС(Я) "Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)" указывается, что полномочия оператора, т.е. хозяйствующего субъекта - это торговля оптовой продукцией. Оператор завозит в районы Крайнего Севера за счет своих средств товары. В целях оказания таким хозяйствующим субъектам поддержки Правительство РС(Я) приняло постановление, в соответствии с которым Минсельхоз РС(Я) проводит конкурс, определяет победителя и предоставляет ему субсидии, чтобы себестоимость ввозимой продукции была низкой. При этом, когда субсидия предоставляется оператору, то в целях минимизации расходов оператор должен провести торги. Уполномоченный оператор сам определяет перевозчика. В этой части речи о средствах бюджета нет. Предоставление субсидий юр лицам может осуществляться как до их возникновения, так и по факту их возникновения. 50% Правительство РС(Я) предоставляет до возникновения затрат, а 50% - по фактическим понесенным затратам. Просит в заявлении прокурора отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Правовые и организационные основы государственного регулирования завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия) установлены Законом Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 119-З № 241-III "Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)".
В исполнение требований законодательства Правительством РС(Я) было принято постановление от 05.03.2010 г. № 90, которым утверждены Порядки предоставления субсидии на частичное возмещение транспортных расходов по завозу сельскохозяйственной продукции в арктические, северные улусы и вывозу промысловой продукции из арктических, северных улусов (приложение № 1) и на возмещение части затрат для удешевления стоимости сырья, кормов, семян, завозимых извне республики, и доставки кормов в северные, арктические улусы для производства сельскохозяйственной продукции за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (приложение № 2).
В соответствии с п. 3.4 Порядка (приложение № 1) уполномоченный оператор производит размещение заказа по отбору перевозчиков по авиационному транспорту и заключает договоры с перевозчиками и переработчиками.
Тем самым, по мнению прокурора, хозяйствующие субъекты (уполномоченный оператор) наделяются полномочиями органов исполнительной власти по размещению и исполнению заказа на поставки товаров, а также на оказание связанных с такими поставками услуг.
В подтверждение своих доводов прокурор ссылается на ст. 82.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой полномочиями по размещению и исполнению заказа на поставки товаров, а также на оказание связанных с такими поставками услуг, включенных в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), наделены органы исполнительной власти субъектов РФ. Однако, указанное положение касается только тех товаров и услуг, которые имеют ограниченные сроки завоза грузов (продукции) и включены в перечень, утвержденный законом субъекта РФ. В случае, если предметом поставки является товар из указанного перечня, то полномочия по размещению и исполнению заказа принадлежат органам исполнительной власти субъекта РФ. Поставка иных товаров и оказание иных услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), но не включенных в перечень, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований.
Приводимое прокурором в обоснование своих доводов положение ст. 82.1 Федерального закона № 131-ФЗ регулирует иной вид отношений, связанных с размещением и исполнением заказа, в то время, как оспариваемое постановление Правительства РС(Я) от 05.03.2010 г. № 90 устанавливает порядок предоставления субсидий хозяйствующим субъектам
Из анализа положений Порядка предоставления субсидии на частичное возмещение транспортных расходов по завозу сельскохозяйственной продукции в арктические, северные улусы и вывозу промысловой продукции из арктических, северных улусов (приложение № 1) следует, что избранные по конкурсу хозяйствующие субъекты (уполномоченные операторы) осуществляют поставки в населенные пункты арктической и северной групп улусов за счет собственных, заемных и привлеченных средств и за счет средств государственного бюджета. Причем, согласно оспариваемым Порядкам, утв. постановлением Правительства № 90, эти поставки осуществляются не для государственных и муниципальных нужд, а имеют совершенно иной характер и цели регулирования. Так, Правительство РС(Я) постановлением от 05.03.2010 г. № 90 принимает меры к удешевлению стоимости сельскохозяйственной продукции, реализуемой хозяйствующими субъектами в северных и арктических улусах с тем, чтобы за счет возмещения хозяйствующим субъектам транспортных расходов и затрат, в результате себестоимость реализуемых товаров в арктических и северных улусах не повышалась.
При таких обстоятельствах, уполномоченный оператор самостоятельно производит размещение заказа по отбору перевозчиков по авиационному транспорту и заключает договоры с перевозчиками и переработчиками.
Исходя из этого, суд приходит к выводу об отсутствии противоречий оспариваемого пункта 3.4 Порядка (Приложение № 1) статье 82.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
В соответствии с пп. "а" п. 3.8 предоставление субсидии производится в размере 50% от суммы соглашения с Минсельхозом - на основании расчета субсидий на предварительную оплату для организации завоза сельскохозяйственной продукции и вывоза промысловой продукции из арктических, северных улусов в пределах открытых бюджетных ассигнований, с приложением документов, перечисленных в пункте 3.6 Порядка (приложение № 1).
Аналогичным образом урегулирован порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат для удешевления стоимости сырья, кормов, семян, завозимых извне республики, и доставки кормов в северные, арктические улусы для производства сельскохозяйственной продукции (приложение № 2) в части оспариваемого пп. "а" п. 3.7 Порядка, в соответствии с которым предоставление субсидии производится в размере 50% от суммы соглашения с Минсельхозом - на основании расчета на предварительную оплату для организации завоза сырья, кормов, семян, завозимых извне республики, и доставку кормов в северные и арктические улусы, в пределах открытых бюджетных ассигнований, с приложением документов, перечисленных в пункте 3.5 Порядка (приложение № 2).
Как следует из заявления прокурора, ст. 78 БК РФ не допускает возможности предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий по еще не понесенным расходам и недополученным доходам, т.е. авансирования.
Между тем, доводы прокурора в этой части являются необоснованными, поскольку статья 78 БК РФ, напротив, не устанавливает запрета на предоставление части субсидий в виде авансирования. Более того, Министерство финансов РФ и Минэкономразвития РФ в письме от 29.08.2008 г. № 02-01-04/2523; 12064-АП/Д05 разъяснили, что предоставление субсидий юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться, как до их возникновения, так и по факту возникновения.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении заявления заместителя прокурора РС(Я) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 3.4, пп. "а" п. 3.8 Порядка предоставления субсидии на частичное возмещение транспортных расходов по завозу сельскохозяйственной продукции в арктические, северные улусы и вывозу промысловой продукции из арктических, северных улусов за счет средств государственного бюджета РС(Я); пп. "а" п. 3.7 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат для удешевления стоимости сырья, кормов, семян, завозимых извне республики, и доставки кормов в северные, арктические улусы для производства сельскохозяйственной продукции за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), утвержденных постановлением Правительства РС(Я) от 05.03.2010 № 90, - отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий
Е.В.ПУХОВА




Официальная публикация в СМИ:
"Якутские ведомости", № 4, 22.01.2011

Определением Верховного Суда РФ от 10.11.2010 по делу № 74-Г10-16 данное решение было отменено и вынесено новое решение, которым пункт 3.4, подпункт "а" пункта 3.8 Порядка предоставления субсидии на частичное возмещение транспортных расходов по завозу сельскохозяйственной продукции в арктические, северные улусы и вывозу промысловой продукции из арктических, северных улусов за счет средств государственного бюджета РС(Я); подпункт "а" пункта 3.7 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат для удешевления стоимости сырья, кормов, семян, завозимых извне республики, и доставки кормов в северные арктические улусы для производства сельскохозяйственной продукции за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), утвержденных постановлением Правительства РС(Я) от 05.03.2010 № 90, признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 07.09.2010 по делу № 3-23/10
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Порядка предоставления субсидии на частичное возмещение транспортных расходов по завозу сельскохозяйственной продукции в арктические, северные улусы и вывозу промысловой продукции из арктических, северных улусов за счет средств государственного бюджета РС(Я) и Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат для удешевления стоимости сырья, кормов, семян, завозимых извне республики, и доставки кормов в северные арктические улусы для производства сельскохозяйственной продукции за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), утв. постановлением Правительства РС(Я) от 05.03.2010 № 90>


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru