Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2010 г. по делу № А79-10746/2010

Арбитражный суд Чувашской Республики под председательством судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Чувашпечать" (г. Чебоксары, улица Хузангая, дом 5) к административной комиссии при администрации Московского района города Чебоксары Чувашской Республики (г. Чебоксары, пр. Московский, дом 33 "А") о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 03.11.2010 № 1072,
при участии: представителей заявителя - генерального директора А., Е., по доверенности от 18.06.2010, Г., по доверенности от 13.12.2010, представителя администрации Московского района г. Чебоксары - С., по доверенности от 03.11.2010 № 19-404

установил:

открытое акционерное общество "Чувашпечать" обратилось в суд с заявлением к административной комиссии администрации Московского района города Чебоксары о признании незаконным вышеуказанного постановления.
В заявлении указывается, что оспариваемым постановлением административной комиссии ОАО "Чувашпечать" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Считает, что постановление принято с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене.
Так, 28.10.2010 ОАО "Чувашпечать" по факсу было извещено о необходимости явки в администрацию района для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Ввиду невозможности явки законного представителя акционерного общества, последнее уведомило административную комиссию об этом и просило отложить составление протокола до 02.11.2010.
Однако, несмотря на это, протокол об административном правонарушении составлен без участия представителя ОАО "Чувашпечать", чем нарушены права лица, привлекаемого к административной ответственности. Кроме этого, названный протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, поскольку представитель муниципального учреждения "Служба муниципального земельного контроля" не является должностным лицом органа власти.
Оспариваемое постановление также не содержит изложение обстоятельств совершенного правонарушения и виновности в содеянном ОАО "Чувашпечать". К тому же постановление было изготовлено до начала рассмотрения дела, так как его текст выполнен машинописно, а вид и размер наказания прописаны ручкой, имеются иные рукописные внесения изменений в текст постановления.
По мнению заявителя, М., который составил протокол об административном правонарушении в отношении ОАО "Чувашпечать", не должен был входить в состав административной комиссии, рассматривающей административное дело.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии администрации Московского района города Чебоксары от 03.11.2010 и привели доводы, изложенные в заявлении и в письменных возражениях на отзыв администрации Московского района г. Чебоксары.
Указывают также, что административный орган необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства заявителя об отложении вопроса составления протокола. Считают, что с учетом обстоятельств дела административному органу следовало вынести определение о проведении административного расследования, что в рассматриваемом случае сделано не было.
Несоблюдение установленного законодательством порядка применения административного взыскания, по мнению представителей заявителя, служит безусловным основанием для признания незаконным оспариваемого постановления независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
Считают также, что М. работающий в муниципальном учреждении "Служба муниципального земельного контроля города Чебоксары", не имел полномочий для составления протокола об административном правонарушении в отношении ОАО "Чувашпечать", так как он не является должностным лицом администрации Московского района города Чебоксары.
Администрации Московского района г. Чебоксары отзывом на заявление и ее представитель в заседании суда требование ОАО "Чувашпечать" не признает.
Указывает, что акционерное общество без законных на то оснований установило торговый киоск на земельном участке в районе остановки общественного транспорта "Театр оперы и балета" по проспекту Московский г. Чебоксары.
Считает, что административной комиссией не допущено нарушений норм действующего законодательства как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела. Так, ОАО "Чувашпечать" в установленном порядке было извещено о времени и месте составления протокола. Несмотря на это, оно просило отложить вопрос о составлении протокола. Отклонив ходатайство заявителя, административный орган учитывал, что на предприятии имеются другие представители с соответствующими доверенностями с правом представления его интересов. Кроме этого, в соответствии со статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется в немедленно после выявления правонарушения. Поэтому было принято решение об оформлении протокола 29.10.2010.
Выслушав объяснения участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 28.10.2010 муниципальным земельным инспектором муниципального учреждения "Служба муниципального земельного контроля города Чебоксары" выявлен факт нарушения ОАО "Чувашпечать" действующего законодательства. Нарушение выразилось в том, что ОАО "Чувашпечать" разместило на остановке общественного транспорта "Театр оперы и балета" в городе Чебоксары павильон (киоск) "Чувашпечать" без полученного в установленном порядке разрешения.
В последующем, т.е. 29.10.2010 в отношении ОАО "Чувашпечать" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике". Постановлением административной комиссии администрации Московского района г. Чебоксары от 03.11.2010 акционерное общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В соответствии со статьей 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" размещение на улицах, площадях, в парках и скверах, иных общественных местах объектов мелкорозничной торговли (палаток, киосков, прилавков, транспортных средств) без полученного в установленном порядке разрешения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Фактические обстоятельства по делу свидетельствуют, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ОАО "Чувашпечать" извещено своевременно 28.10.2010. В этот же день акционерное общество направило ходатайство об отложении составления протокола в связи нахождением руководителя предприятия в командировке и необходимостью подготовки по делу (см. л.д. 33).
Суд считает, что нахождение руководителя предприятия в служебной командировке само по себе не является безусловным основанием для отложения вопроса составления протокола, и не свидетельствует о том, что предприятие не имеет возможности обеспечить явку иного представителя.
К тому же отложение вопроса составления протокола при наличии ходатайства лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, является правом, а не обязанностью административного органа.
Так, в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен, если оно в установленном порядке было извещено о времени и месте составления протокола, но не явилось в установленный срок.
В этой связи следует признать несостоятельными доводы заявителя о допущенном административном органом нарушении прав и законных интересов ОАО "Чувашпечать".
Также не может быть принята ссылка заявителя на отсутствие у М. полномочий на составление протокола об административном правонарушении.
Во-первых, согласно статье 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Во-вторых, в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона ЧР "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой VII настоящего Закона, в пределах компетенции соответствующего органа, а дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, рассматривают административные комиссии (см. часть 2 статьи 34).
В-третьих, согласно пункту 4.1.6 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования города Чебоксары, Утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 № 1293, должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, обязаны формировать исходные материалы, необходимые для принятия мер по устранению выявленных земельных правонарушений, привлечения правонарушителей к административной ответственности с приложением доказательной базы и последующим направлением документов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и иным государственным и муниципальным органам для принятия процессуальных решений по данным материалам.
Из представленных в суд документов видно, что постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от 22.10.2009 № 1083 М. введен в состав административной комиссии при администрации Московского района города Чебоксары.
Факт незаконного установления торгового киоска на остановке общественного транспорта по пр. Московский г. Чебоксары (без получения соответствующего разрешения на это) подтверждается материалами дела и, по сути, не оспаривается заявителем. Следует признать, что согласование места размещения торгового киоска со структурными подразделениями администрации города и произведенные затраты по оформлению договора аренды земельного участка, сами по себе не свидетельствуют о получении разрешения на размещение этого объекта.
Установка на остановке общественного транспорта указанного киоска без соответствующего разрешения образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона ЧР "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
К тому же неиспользование ОАО "Чувашпечать" установленного им торгового киоска по прямому назначению (для мелкорозничной торговли) не имеет правового значения для квалификации совершенного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При составлении протокола об административном правонарушении и принятии постановления о привлечении общества к административной ответственности административным органом процессуальных нарушений не допущено. Неучастие законного представителя ОАО "Чувашпечать" при составлении протокола само по себе не может свидетельствовать о нарушении прав заявителя, ибо он в установленном порядке приглашен на составление протокола.
Имеющиеся исправления в тексте оспариваемого постановления также не могут быть служить основанием для признания его незаконным, ибо все имеющиеся неточности оговорены должностными лицами до его подписания и скреплены печатью.
Суд считает, что совершенное ОАО "Чувашпечать" правонарушение нельзя признать малозначительным, исключающим применение к нему административного штрафа.
Как разъяснено в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Следует признать, что у ОАО "Чувашпечать" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. К тому же и в настоящее время ОАО "Чувашпечать" не получило разрешение на установку киоска и последнее находится на остановке общественного транспорта.
Административная ответственность к ОАО "Чувашпечать" применена с учетом требований статьи 4.1 КоАП Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств оснований для удовлетворения заявления и признания незаконным постановления административной комиссии при администрации Московского района города Чебоксары от 02.11.2010 не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по делу судом не рассматривается, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

открытому акционерному обществу "Чувашпечать" г. Чебоксары отказать в удовлетворении заявления к административной комиссии при администрации Московского района города Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 03.11.2010 № 1072.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа может быть обжаловано через Арбитражный суд Чувашской Республики в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Название документа
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 13.12.2010 по делу № А79-10746/2010
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии администрации Московского района города Чебоксары о привлечении к административной ответственности за нарушение порядка размещения объектов мелкорозничной торговли>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru