ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 декабря 2010 г. № 468-Пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
НА ПЕРИОД 2011 - 2013 ГОДОВ
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р:
1. Утвердить Программу
Правительства Саратовской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период 2011 - 2013 годов согласно приложению.
2. Органам исполнительной власти области в срок до 25 января 2011 года представить в министерство финансов области предложения в план мероприятий по реализации указанной в пункте 1 программы
.
3. Министерству финансов области совместно с органами исполнительной власти области до 15 февраля 2011 года разработать план мероприятий по реализации указанной в пункте 1 программы
.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Щербакова А.А.
Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ
Приложение
к распоряжению
Правительства Саратовской области
от 30 декабря 2010 г. № 468-Пр
ПРОГРАММА
ПРАВИТЕЛЬСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД 2011 - 2013 ГОДОВ
Программа Правительства Саратовской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период 2011 - 2013 годов (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р.
1. Необходимость разработки и реализации Программы
Совершенствование системы управления общественными финансами является одним из важнейших приоритетов государственной политики Саратовской области. Бюджетная реформа, осуществляемая на протяжении более чем 15 лет на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, планомерно реализуется в Саратовской области в соответствии с целями и задачами по управлению региональными финансами, определенными на федеральном уровне.
За это время область дважды становилась участником проводимого Министерством финансов Российской Федерации отбора для получения субсидий на реформирование региональных финансов и осуществляла соответствующие мероприятия в рамках принятых региональных программ.
В 2010 году завершилась реализация областной целевой программы
"Реформирование региональных финансов Саратовской области на 2008 - 2010 годы" (далее - программа реформирования). Ее наиболее значимым результатом стало создание системы контроля качества предоставления гражданам государственных услуг, формирование нормативных правовых и методических основ реструктуризации бюджетной сети для развития конкурентной среды на рынке общественных услуг.
Внедрение в практику бюджетного планирования принципов управления по результатам, формирование рейтинга на основе оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета (далее - главные распорядители), а также расширение перечня публикуемых сведений об их деятельности в сфере финансов создали стимулы к более эффективному использованию ими бюджетных средств, повысили заинтересованность ведомств в достижении конечных результатов.
В рамках совершенствования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями области формализована процедура предоставления им бюджетных кредитов, организован мониторинг качества управления муниципальными финансами. Дальнейшее развитие получили также системы управления государственной собственностью и государственным долгом области в части создания дополнительных барьеров, препятствующих неэффективному расходованию бюджетных средств.
Несмотря на очевидные положительные результаты в сфере управления общественными финансами в Саратовской области сохраняется ряд проблем, характерных в целом для бюджетной системы Российской Федерации и требующих принятия дополнительных мер по совершенствованию и повышению эффективности деятельности бюджетной сферы и государственного сектора экономики.
Необходимо повысить направленность бюджетного процесса Саратовской области на достижение поставленных целей и задач социально-экономического развития через усиление программной ориентированности бюджета.
Глобальные изменения системы взаимоотношений бюджета с государственными и муниципальными учреждениями предопределены предусмотренной Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" реформой бюджетных учреждений. Необходимо осуществить реструктуризацию всей бюджетной сети в соответствии с новыми типами государственных учреждений. Изменения в механизме их финансового обеспечения требуют пересмотра системы внутреннего финансового контроля, в том числе разграничения функций контроля между финансовым органом и главными распорядителями.
Логического продолжения требует ряд мероприятий, начатых в рамках реализации программы реформирования, достижение запланированных результатов по которым стало невозможным из-за финансовой нестабильности, прежде всего, это переход к трехлетнему бюджету. Кризис обострил проблему нехватки финансовых ресурсов для исполнения установленных социальных обязательств, обусловил рост недоимки по платежам в бюджет, увеличение долговой нагрузки, наращивание кредиторской задолженности.
Необходимостью устранения указанных недостатков и решения приоритетных задач, сформулированных в программе социально-экономического развития Саратовской области на 2011 - 2014 годы, продиктована актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти области.
Важным условием успешного функционирования современной системы управления государственными финансами является использование информационных технологий. В Саратовской области в настоящее время используется комплекс автоматизированных систем, обеспечивающих осуществление бюджетного процесса, однако новые требования бюджетного законодательства диктуют необходимость их модернизации, интегрирования в единую информационную систему управления общественными финансами.
Работа по повышению эффективности бюджетных расходов требует комплексного подхода и тесной координации деятельности всех органов исполнительной власти области, ответственных за проведение экономической, бюджетной и социальной политики, а также взаимодействия с муниципальными образованиями.
Для устранения названных недостатков требуется обеспечить единство технологического цикла поставок товаров, работ и услуг за счет регламентации и структурирования всех стадий процессов закупок, интеграцию информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением контрактов.
В целях повышения эффективности и обоснованности финансовых затрат на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд необходимо упорядочить вопросы:
определения объема и структуры государственных нужд, в том числе в натуральном выражении, исходя из расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг и выполнение функций;
установления по наиболее крупным объектам государственных закупок перечня товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения государственных нужд в очередном финансовом году и плановом периоде;
определения начальных цен продукции для разных ее типов;
проведения мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг.
Кроме того, стоит задача совершенствования работы официального сайта "Госзаказ Саратовской области" и перехода на проведение электронных аукционов на федеральных электронных торговых площадках.
Посредством создания региональной компоненты комплексной федеральной контрактной системы планируется наладить единый цикл обеспечения государственных и муниципальных нужд от планирования до исполнения контрактов и приемки их результатов.
Проведение данных мероприятий обеспечит более экономное и рациональное использование бюджетных средств.
Риски связаны с высокой затратностью планируемых мероприятий в части создания и использования информационных систем.