АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 января 2011 г. по делу № А43-18319/2010-6-307
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Моисеевой Ирины Ивановны
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Ястребовой М.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к Федеральному бюджетному учреждению Исправительная колония № 2 ГУФСИН по Нижегородской области о взыскании ущерба в сумме 889 520 руб. 86 коп.,
при участии:
от истца: Бобиной Е.В. по доверенности от 12.05.2010 № 14,
от ответчика: Ишановой Е.О. по доверенности от 12.05.2010 № 88,
установил:
На основании приказа управляющего Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-НРО ФСС РФ, Фонд) от 02.12.2009 № 2597/1-А проведена проверка организации и порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности в Федеральном бюджетном учреждении Исправительная колония № 2 ГУФСИН по Нижегородской области (далее - ФГУ ИК-2 ГУФСИН) за период с 01.01.2008 по 03.12.2009 гг.
В результате проверки выявлено 78 случаев выдачи листков нетрудоспособности осужденных, не привлеченных к оплачиваемому труду в нарушение требований пунктов 1.2, 1.9.2 Порядка № 316/185/180 и пункта 1 Приказа № 514 (Акт № 2597/1), которые были предъявлены к оплате и оплачены на сумму 889520 руб. 86 коп. Указанная сумма была принята к зачету ГУ-НРО ФСС РФ.
Фонд, посчитав, что данными действиями ему был причинен ущерб в размере 889520 руб. 86 коп., 15.02.2010 года предъявил ФГУ ИК-2 ГУФСИН претензию № 01-30/05-2747 о его возмещении в срок до 01.05.2010 года.
Поскольку претензия была оставлена ФГУ ИК-2 ГУФСИН без удовлетворения, ГУ-НРО ФСС РФ обратилось в суд с настоящим иском.
В обоснование своей позиции по делу ГУ-НРО ФСС РФ указывает, что общий порядок предоставления указанного пособия реализуется посредством применения норм "Положения об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 № 727. Указанное Положение касается только работающих осужденных и не затрагивает права и интересы осужденных женщин, которые не исполняют трудовых обязанностей и в течение 12 месяцев до наступления беременности к оплачиваемой трудовой деятельности не привлекались.
Пунктом 1.9.2 Приказа от 14.07.2003 № 316/185/180 "Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность" установлено, что листок нетрудоспособности не выдается осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду.
Пособия выплачиваются осужденным за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от уплаты единого социального налога в указанный Фонд организациями, в которых трудятся осужденные.
ФБУ ИК-2 ГУФСИН с исковыми требованиями Фонда не согласилось, по его мнению, не выплата пособий по беременности и родам неработающим осужденным противоречит части 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств. Таким образом, осужденные женщины, не привлеченные к оплачиваемому труду, обеспечиваются пособиями по беременности и родам, подпадая в категорию женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию, а, следовательно, и средства, необходимые для выплаты пособий должны выделяться Фондом социального страхования.
Изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для наступления гражданско-правовой ответственности необходимо доказать факт причинения вреда, противоправность действий ответчика, вину причинителя вреда и наличие причинной связи между двумя указанными выше элементами, а также размер подлежащих возмещению убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков. При недоказанности любого из этих элементов в возмещение убытков должно быть отказано.
С 01.01.2007 года условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон № 255-ФЗ), в соответствии с которым право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
1) лица, работающие по трудовым договорам;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) адвокаты, индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан";
4) иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 255-ФЗ финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1.2. Приказа от 14.07.2003 № 316/185/180 "Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность" (далее - Порядок) документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, является листок нетрудоспособности, который выдается при заболевании (травме), связанном с временной утратой трудоспособности, при беременности и родах.
Пунктом 1.9.2. Порядка предусмотрено, что листок нетрудоспособности не выдается осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду.
Следовательно, ФГУ ИК-2 ГУФСИН в нарушение установленного порядка необоснованно были выданы листки нетрудоспособности осужденным указанной категории.
Статья 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.03.2001 № 25-ФЗ, в соответствии с которой было принято Положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 № 727, также не предусматривала пособия по беременности и родам осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду. Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ в часть 1 названной статьи были внесены дополнения, согласно которых пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.
При этом порядок выплаты пособий по обязательному государственному социальному страхованию осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду, действующим законодательством остался не урегулированным.
Согласно федеральным законам от 08.12.2003 № 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год", от 29.12.2004 № 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год", от 22.12.2005 № 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год", от 19.12.2006 № 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", от 21.07.2007 № 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации расходы на выплату пособий по беременности и родам осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду, за указанные периоды, не предусматривались.
Бюджетным финансированием ФБУ ИК-2 ГУФСИН обеспечение пособиями по беременности и родам осужденным (как привлеченным, так и не привлеченным к оплачиваемому труду) не предусмотрено. Письмом Минфина от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 (ранее письмо Минфина от 24.08.2007 № 74н), утверждены Методические рекомендации по применению классификации операций сектора государственного управления, в частности подстатья 262.1 - Пособия за счет средств бюджетов (кроме ФСС РФ), средства на которую выделяются ответчику из федерального бюджета, не предусматривает выплаты пособий по беременности и родам осужденным. Данный факт подтверждается и выписками из лицевого счета на 01.01.2009 года (за 2008 год) и на 01.01.2010 года (за 2009 год).
По ходатайству сторон суд определением от 29.10.2010 года просил Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации разъяснить порядок начисления и выплат пособий по беременности и родам осужденным к лишению свободы женщинам, не привлеченным к оплачиваемому труду, указать каким органом и за счет каких средств производится финансовое обеспечение расходов по указанным выплатам, а также орган, ответственный за надзор и контроль за выплатами.
От Министерства юстиции Российской Федерации, несмотря на повторный запрос суда (определение от 08.12.2010 года), разъяснений не поступило.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 29.11.2010 № 3611-19 разъяснило, что в случае если осужденная женщина к оплачиваемому труду не привлекалась и не работала вообще, то она не является застрахованным лицом и права на пособие по беременности и родам не имеет.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в январе 2004 года ФБУ ИК-2 ГУФСИН письменно обращалось к Фонду с просьбой разъяснить процедуру начисления пособия по беременности и родам осужденным женщинам, которые не привлекались к оплачиваемому труду в течение 12 календарных месяцев, а также указать порядок выдачи им листка нетрудоспособности. Фонд на запрос ФБУ ИК-2 ГУФСИН сообщил, что пособия по беременности и родам неработающим осужденным женщинам исчисляются из минимального размера оплаты труда, как лицам, проработавшим менее трех месяцев.
Также на запрос ФБУ ИК-2 ГУФСИН от 07.05.2004 года Фондом был разъяснен порядок заполнения листка нетрудоспособности по данной категории осужденных, а на запрос ФБУ ИК-2 ГУФСИН от 06.09.2004 № <...> разъяснен и порядок оплаты соответствующих листков нетрудоспособности.
Таким образом, при выдачи листков нетрудоспособности осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду, ФБУ ИК-2 ГУФСИН руководствовалось разъяснениями Фонда. В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ГУ-НРО ФСС РФ не доказало наличия вины в действиях ФБУ ИК-2 ГУФСИН.
С учетом изложенного, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд пришел к выводу, что правовые основания для взыскания с ФБУ ИК-2 ГУФСИН ущерба отсутствуют.
Расходы по делу в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на истца. Поскольку истец в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в отношении него данный вопрос судом не рассматривается.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 216, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если оно не будет отменено или изменено таким постановлением.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Судья
И.И.МОИСЕЕВА