Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 января 2011 г. по делу № А43-18319/2010-6-307

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Моисеевой Ирины Ивановны
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Ястребовой М.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к Федеральному бюджетному учреждению Исправительная колония № 2 ГУФСИН по Нижегородской области о взыскании ущерба в сумме 889 520 руб. 86 коп.,
при участии:
от истца: Бобиной Е.В. по доверенности от 12.05.2010 № 14,
от ответчика: Ишановой Е.О. по доверенности от 12.05.2010 № 88,

установил:

На основании приказа управляющего Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-НРО ФСС РФ, Фонд) от 02.12.2009 № 2597/1-А проведена проверка организации и порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности в Федеральном бюджетном учреждении Исправительная колония № 2 ГУФСИН по Нижегородской области (далее - ФГУ ИК-2 ГУФСИН) за период с 01.01.2008 по 03.12.2009 гг.
В результате проверки выявлено 78 случаев выдачи листков нетрудоспособности осужденных, не привлеченных к оплачиваемому труду в нарушение требований пунктов 1.2, 1.9.2 Порядка № 316/185/180 и пункта 1 Приказа № 514 (Акт № 2597/1), которые были предъявлены к оплате и оплачены на сумму 889520 руб. 86 коп. Указанная сумма была принята к зачету ГУ-НРО ФСС РФ.
Фонд, посчитав, что данными действиями ему был причинен ущерб в размере 889520 руб. 86 коп., 15.02.2010 года предъявил ФГУ ИК-2 ГУФСИН претензию № 01-30/05-2747 о его возмещении в срок до 01.05.2010 года.
Поскольку претензия была оставлена ФГУ ИК-2 ГУФСИН без удовлетворения, ГУ-НРО ФСС РФ обратилось в суд с настоящим иском.
В обоснование своей позиции по делу ГУ-НРО ФСС РФ указывает, что общий порядок предоставления указанного пособия реализуется посредством применения норм "Положения об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 № 727. Указанное Положение касается только работающих осужденных и не затрагивает права и интересы осужденных женщин, которые не исполняют трудовых обязанностей и в течение 12 месяцев до наступления беременности к оплачиваемой трудовой деятельности не привлекались.
Пунктом 1.9.2 Приказа от 14.07.2003 № 316/185/180 "Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность" установлено, что листок нетрудоспособности не выдается осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду.
Пособия выплачиваются осужденным за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от уплаты единого социального налога в указанный Фонд организациями, в которых трудятся осужденные.
ФБУ ИК-2 ГУФСИН с исковыми требованиями Фонда не согласилось, по его мнению, не выплата пособий по беременности и родам неработающим осужденным противоречит части 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств. Таким образом, осужденные женщины, не привлеченные к оплачиваемому труду, обеспечиваются пособиями по беременности и родам, подпадая в категорию женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию, а, следовательно, и средства, необходимые для выплаты пособий должны выделяться Фондом социального страхования.
Изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для наступления гражданско-правовой ответственности необходимо доказать факт причинения вреда, противоправность действий ответчика, вину причинителя вреда и наличие причинной связи между двумя указанными выше элементами, а также размер подлежащих возмещению убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков. При недоказанности любого из этих элементов в возмещение убытков должно быть отказано.
С 01.01.2007 года условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон № 255-ФЗ), в соответствии с которым право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
1) лица, работающие по трудовым договорам;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) адвокаты, индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан";
4) иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 255-ФЗ финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1.2. Приказа от 14.07.2003 № 316/185/180 "Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность" (далее - Порядок) документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, является листок нетрудоспособности, который выдается при заболевании (травме), связанном с временной утратой трудоспособности, при беременности и родах.
Пунктом 1.9.2. Порядка предусмотрено, что листок нетрудоспособности не выдается осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду.
Следовательно, ФГУ ИК-2 ГУФСИН в нарушение установленного порядка необоснованно были выданы листки нетрудоспособности осужденным указанной категории.
Статья 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.03.2001 № 25-ФЗ, в соответствии с которой было принято Положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 № 727, также не предусматривала пособия по беременности и родам осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду. Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ в часть 1 названной статьи были внесены дополнения, согласно которых пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.
При этом порядок выплаты пособий по обязательному государственному социальному страхованию осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду, действующим законодательством остался не урегулированным.
Согласно федеральным законам от 08.12.2003 № 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год", от 29.12.2004 № 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год", от 22.12.2005 № 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год", от 19.12.2006 № 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", от 21.07.2007 № 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации расходы на выплату пособий по беременности и родам осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду, за указанные периоды, не предусматривались.
Бюджетным финансированием ФБУ ИК-2 ГУФСИН обеспечение пособиями по беременности и родам осужденным (как привлеченным, так и не привлеченным к оплачиваемому труду) не предусмотрено. Письмом Минфина от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 (ранее письмо Минфина от 24.08.2007 № 74н), утверждены Методические рекомендации по применению классификации операций сектора государственного управления, в частности подстатья 262.1 - Пособия за счет средств бюджетов (кроме ФСС РФ), средства на которую выделяются ответчику из федерального бюджета, не предусматривает выплаты пособий по беременности и родам осужденным. Данный факт подтверждается и выписками из лицевого счета на 01.01.2009 года (за 2008 год) и на 01.01.2010 года (за 2009 год).
По ходатайству сторон суд определением от 29.10.2010 года просил Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации разъяснить порядок начисления и выплат пособий по беременности и родам осужденным к лишению свободы женщинам, не привлеченным к оплачиваемому труду, указать каким органом и за счет каких средств производится финансовое обеспечение расходов по указанным выплатам, а также орган, ответственный за надзор и контроль за выплатами.
От Министерства юстиции Российской Федерации, несмотря на повторный запрос суда (определение от 08.12.2010 года), разъяснений не поступило.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 29.11.2010 № 3611-19 разъяснило, что в случае если осужденная женщина к оплачиваемому труду не привлекалась и не работала вообще, то она не является застрахованным лицом и права на пособие по беременности и родам не имеет.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в январе 2004 года ФБУ ИК-2 ГУФСИН письменно обращалось к Фонду с просьбой разъяснить процедуру начисления пособия по беременности и родам осужденным женщинам, которые не привлекались к оплачиваемому труду в течение 12 календарных месяцев, а также указать порядок выдачи им листка нетрудоспособности. Фонд на запрос ФБУ ИК-2 ГУФСИН сообщил, что пособия по беременности и родам неработающим осужденным женщинам исчисляются из минимального размера оплаты труда, как лицам, проработавшим менее трех месяцев.
Также на запрос ФБУ ИК-2 ГУФСИН от 07.05.2004 года Фондом был разъяснен порядок заполнения листка нетрудоспособности по данной категории осужденных, а на запрос ФБУ ИК-2 ГУФСИН от 06.09.2004 № <...> разъяснен и порядок оплаты соответствующих листков нетрудоспособности.
Таким образом, при выдачи листков нетрудоспособности осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду, ФБУ ИК-2 ГУФСИН руководствовалось разъяснениями Фонда. В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ГУ-НРО ФСС РФ не доказало наличия вины в действиях ФБУ ИК-2 ГУФСИН.
С учетом изложенного, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд пришел к выводу, что правовые основания для взыскания с ФБУ ИК-2 ГУФСИН ущерба отсутствуют.
Расходы по делу в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на истца. Поскольку истец в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в отношении него данный вопрос судом не рассматривается.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 216, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если оно не будет отменено или изменено таким постановлением.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья
И.И.МОИСЕЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской области.


Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.01.2011 по делу № А43-18319/2010-6-307
В удовлетворении предъявленного региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации к Федеральному бюджетному учреждению исправительной колонии требование о взыскании ущерба, причиненного вследствие выдачи листков нетрудоспособности осужденным, не привлеченных к оплачиваемому труду, отказано правомерно, так как материалами дела подтвержден тот факт, что при начисления пособия по беременности и родам осужденным женщинам, которые не привлекались к оплачиваемому труду в течение 12 календарных месяцев, а также при выдаче им листка нетрудоспособности исправительная колония руководствовалась рекомендациями Фонда социального страхования.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru