Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 января 2011 г. по делу № А43-10074/2010-1-175

Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 января 2011 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Е.С.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Довбуш С.М. по доверенности от 17.05.2010 г.;
от заинтересованного лица: Барышникова Я.Б. по доверенности от 21.07.2010 г.;
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
ЗАО "Завод железобетонных изделий "Арьевский", р.п. Арья Уренский район Нижегородской области (далее - заявитель, общество) об отмене постановления № 45-э от 20.04.2010, вынесенного Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - административный орган, Департамент) по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100.000 рублей.
В обоснование заявленного требования общество указало, что Департаментом при проведении проверки нарушены требования:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" имеет номер 294-ФЗ, а не 194-ФЗ.

- установленные статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 194-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - административный орган вышел за пределы проверки, установленной Административным регламентом и безосновательно провел комплексную проверку;
- установленные пунктом 12 статьи 9 названного Закона - провел проверку в отсутствие доказательств направления программы проверок в адрес общества, а также в отсутствие надлежащего уведомления о начале проверки;
- статьи 28.2 КоАП РФ - акт проверки и протокол об административном правонарушении составлены в отсутствие уполномоченного представителя общества;
По мнению заявителя, Департаментом при назначении наказания пропущен срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, так как срок привлечения к административной ответственности по вменяемому правонарушению исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Также заявитель указал на малозначительность выявленного правонарушения, в связи с проведением обществом в настоящее время работ по паспортизации и получению свидетельства.
Департамент не согласился с позицией заявителя, указав, что законный представитель общества был надлежащим образом уведомлен как о дате проведения проверки, так и о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
По ходатайству сторон определением от 02.06.2010 г. производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу № А43-12924/2010-9-304 по заявлению ЗАО "ЗЖБИ "Арьевский" о признании незаконным приказа № 155 от 29.03.2010 г. "О проведении плановой выездной проверки в отношении ЗАО "ЗЖБИ "Арьевский".
Представитель Департамента ходатайством от 27.12.2010 г., в связи с подачей кассационной жалобы на вышеуказанное решение, просил суд не возобновлять производство по настоящему делу.
Суд, рассмотрев данное ходатайство Департамента считает его подлежащим отклонению, поскольку решение по делу № А43-12924/2010-9-304, послужившее обстоятельством для приостановления производства по настоящему делу, вступило в законную силу с момента изготовления в полном объеме постановления первого арбитражного апелляционного суда - 19.11.2010 г.
Определением от 29.12.2010 г. по ходатайству заявителя, в связи с вступлением в законную силу решения арбитражного суда по делу № А43-12924/2010-9-304, производство по настоящему делу возобновлено.
В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал требование указав, что Департамент превысил полномочия при проведении плановой проверки. Также указал, что общество было ненадлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а также считает, что административным органом пропущен срок давности привлечения общества к административной ответственности.
Представитель Департамента требование общества отклонил, считает, что общество надлежащим образом уведомлялось о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению, ввиду следующих обстоятельств.
Департаментом на основании приказа № 155 от 29.03.2010 в период с 05.04.2010 по 09.04.2010 была проведена выездная плановая проверка соблюдения требований, установленных правовыми актами в области природоохранного законодательства ЗАО "ЗЖИ "Арьевский".
По результатам проверки должностным лицом Департамента, в присутствии представителя общества по доверенности от 05.04.2010 № 298 - главного инженера Гонтарь Г.Н. был составлен акт проверки № 90-п от 08.04.2010, где было установлено, что общество осуществляет производство железобетонных изделий в результате которого образуются отходы, с нарушением требований, установленных пунктами 2, 3 статьи 14, статьей 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24.06.2002, а именно:
- не проведена работа по паспортизации следующих 3-х видов отходов III - IV класса опасности: шлам очистки трубопроводов и емкостей от нефти (III класс опасности), мусор смет от уборки предприятия (IV класс опасности), отходы бетона в виде пыли (IV класс опасности);
- не соблюдаются установленные нормативы образования и лимиты размещения ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брак (I класс опасности), аккумуляторов свинцовых, отработанных и брак (III класс опасности), мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) (IV класс опасности), шлака сварочного (IV класс опасности), лома черных металлов в кусковой форме (V класс опасности);
По факту выявленных нарушений государственным инспектором по охране природы по ПФО 08.04.2010, в присутствии законного представителя - директора Баринова А.Н., были составлены протоколы об административном правонарушении № 78-э, № 79-э.
Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законному представителю общества были разъяснены, что отражено в протоколе об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении директор не согласился с выявленным правонарушением.
Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, специалистом-экспертом экологического контроля государственным инспектором по охране природы по ПФО 20.04.2010, в присутствии представителя по доверенности от 05.04.2010 Гонтарь Г.Н., было вынесено постановление № 45-э о привлечении общества к административной ответственности и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 100.000 рублей.
Протоколами об административных правонарушениях № 78-э, № 79-э полученными директором общества, в которых имелась ссылка на время и дату рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, а также уведомлением от 15.04.2010, направленным в адрес общества факсимильной связью, законный представитель общества был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела проверка проведена и оспариваемое постановление вынесено Департаментом на основании приказа № 155 от 29.03.2010 г. о проведении в период с 05.04.2010 г. по 09.04.2010 г. в отношении ЗАО "ЗЖБИ "Арьевский" плановой комплексной проверки на предмет выполнения обществом требований природоохранного законодательства.
Не согласившись с названным приказом и действиями сотрудников Департамента по проведению в отношении общества на основании данного приказа комплексной проверки общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Решением арбитражного суда по делу № А43-12924/2010-9-304, оставленным без изменений постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2010 г., приказ Департамента от 29.03.2010 г. № 155 "О проведении плановой выездной проверки в отношении ЗАО "ЗЖБИ "Арьевский" признан недействительным, а действия сотрудников Департамента по проведению комплексной проверки незаконными и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
При этом арбитражными судами было установлено, что издав оспариваемый приказ о проведении плановой проверки административный орган грубо нарушил требования, установленные частью 12 статьи 9, пунктом 1 части 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ, что явилось основанием для признания проверки незаконной.
Также арбитражными судами было установлено, что своими действиями по проведению комплексной проверки по контролю за соблюдением требований природоохранного законодательства, а также по контролю за соблюдением требований в части охраны атмосферного воздуха, в области обращения в отходами производства и потребления, в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр Департамент нарушил законные интересы общества, превысил полномочия и вышел за пределы проверки, указанной в Плане работы Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу на 2010 год, утвержденном приказом Росприроднадзора от 23.12.2009 г. № 379.
В силу пункта 1 статьи 16 и пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц и граждан, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, имеют силу преюдиции и не доказываются вновь.
На основании вышеизложенного, учитывая, что названный приказ, послуживший основанием для проведения в отношении общества комплексной проверки и привлечения ЗАО "ЗЖБИ "Арьевский" к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ признан недействительным, то в соответствии с пунктом 1 статьи 26.2 КоАП РФ оспариваемое постановление № 32н от 20.04.2010 г. подлежит отмене, как вынесенное в отсутствие доказательства свидетельствующего о наличии события вменяемого правонарушения.
Оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, что в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких условиях, суд находит постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и в соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежащим отмене.
Согласно пункту 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Постановление Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу № 45-э от 20.04.2010 о привлечении ЗАО "Завод железобетонных изделий "Арьевский", р.п. Арья, Уренский район Нижегородской области к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, отменить.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти дней с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта

Судья
Г.И.МУСТАФАЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской области.


Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.01.2011 по делу № А43-10074/2010-1-175
Заявление об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами удовлетворено, ввиду отсутствия в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru