Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2011 г. по делу № А36-4162/2010

Резолютивная часть решения объявлена 04.02.2011 г.
Полный текст решения изготовлен 10.02.2011 г.
Судья Арбитражного суда Липецкой области Дружинин А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толмачевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Серебряная Роза" г. Липецк
о признании незаконным отказа департамента экономики администрации г. Липецка (ОГРН 1044800219254), выраженного в письме № 3658-85-05/1 от 03.09.2010 года, в предоставлении ЗАО "Серебряная Роза" (ОГРН 1034800150395) преимущественного права на приобретение арендованного недвижимого имущества (нежилого помещения № 6 (магазин) общей площадью 191,2 кв. м., расположенного на первом этаже здания по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 49, находящегося в муниципальной собственности г. Липецка, как не соответствующий статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и обязании департамента экономики администрации г. Липецка совершить действия, необходимые для реализации ЗАО "Серебряная Роза" преимущественного права на приобретение арендуемого имущества путем направления проекта договора купли-продажи недвижимого имущества (нежилого помещения № 6 (магазин) общей площадью 191,2 кв. м., расположенного на первом этаже здания по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 49,
заинтересованное лицо: департамент экономики администрации г. Липецка
при участии в заседании:
от заявителя: адвокат Гончаров Г.А. (доверенность б/н от 22.11.2010 г.), генеральный директор Краснова О.Н. (выписка из ЕГРЮЛ № 21751 от 13.11.2010 г.);
от заинтересованного лица: не явился;

установил:


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 159-ФЗ принят 22.07.2008, а не 22.07.2009.

Заявитель обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального образования город Липецк в лице администрации г. Липецка, выразившегося в неисполнении требований, установленных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2009 года № 159-ФЗ, и в направлении письменного отказа в реализации преимущественного права закрытого акционерного общества "Серебряная Роза" на выкуп арендуемых нежилых помещений № 3 площадью 101,70 кв. м., № 4 площадью 96,80 кв. м., расположенных по адресу: г. Липецк, Победы просп., д. 49, и обязании муниципального образования город Липецк в лице администрации г. Липецка совершить действия, необходимые для реализации ЗАО "Серебряная Роза" преимущественного права на приобретение арендуемого имущества путем направления в адрес общества в десятидневный срок после вступления решения в законную силу проекта договора купли-продажи вышеуказанного имущества.
В ходе предварительного судебного заседания представитель заявителя письменно заявил ходатайство в порядке ст. 47 АПК РФ о замене указанного в заявлении заинтересованного лица на надлежащее заинтересованное лицо - департамент экономики администрации г. Липецка.
Определением суда от 30 ноября 2010 года произведена замена ненадлежащего на надлежащее заинтересованное лицо - департамент экономики администрации г. Липецка.
В судебном заседания заявитель в порядке ст. ст. 41, 49 АПК РФ уточнил предъявленные требования и изложил их в следующем виде:
- Признать незаконным отказ департамента экономики администрации г. Липецка, выраженный в письме № 3658-85-05/1 от 03.09.2010 года, в предоставлении ЗАО "Серебряная Роза" преимущественного права на приобретение арендованного недвижимого имущества (нежилого помещения № 6 (магазин) общей площадью 191,2 кв. м., расположенного на первом этаже здания по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 49, находящегося в муниципальной собственности г. Липецка, как не соответствующий статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
- Обязать департамент экономики администрации г. Липецка устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Серебряная Роза" путем направления согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" заявителю проекта договора купли-продажи недвижимого имущества (нежилого помещения № 6 (магазин) общей площадью 191,2 кв. м., расположенного на первом этаже здания по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 49.
Уточненные требования заявителя приняты судом к рассмотрению по существу.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: одни и те же слова "с заявлением о реализации преимущественного права на приватизацию арендуемого объекта" повторяются дважды.

Представитель заинтересованного лица в отзыве на заявление и в судебном заседании 20 января 2011 года пояснил, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, так как 03.03.2009 года заявитель обратился в уполномоченный орган с заявлением о реализации преимущественного права на приватизацию арендуемого объекта с заявлением о реализации преимущественного права на приватизацию арендуемого объекта расположенного по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 49. Данное заявление 27.03.2009 года письмом № 604-15-05/1 было возвращено с указанием причин отказа в приобретении арендуемого имущества. Указанный отказ в установленные законом порядке и сроки заявителем не обжаловался. Повторное обращение с аналогичным заявлением в рамках Федерального закона от 17.07.2009 г. № 149-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрено.
С учетом совокупности исследованных судом доказательств и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора суд пришел к следующему выводу:
В силу ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
ЗАО "Серебряная Роза"" зарегистрировано регистрационным отделом администрации г. Липецка 27.03.1996 года № 1654, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года (свидетельство серии 48 № 000801259 от 08.01.2003 года, ОГРН 1034800150395, т. 1 л.д. 52).
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
На основании статьи 33 Устава города Липецка, принятого решением Липецкого городского Совета депутатов от 25.12.2004 года № 539, к компетенции администрации города Липецка отнесены полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу пункта 1.3 Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Липецка", принятого решением Липецкого городского Совета депутатов от 20.09.2005 г. № 120 (далее - "Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Липецка"), от имени города Липецка управление и распоряжение муниципальной собственностью осуществляет администрация города Липецка в лице департамента экономики администрации города Липецка.
Пунктом 1.1. Положения предусмотрено, что департамент экономики администрации города Липецка является структурным подразделением администрации города Липецка, осуществляет координацию экономической деятельности структурных подразделений администрации.
Согласно пункту 4 "Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Липецка" департамент экономики разрабатывает экономически обоснованный прогнозный план приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год и плановый период и контролирует его исполнение; осуществляет мероприятия по приватизации муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения "О департаменте экономики администрации города Липецка" (далее - Положение), утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от 19.02.2008 г. № 759, Департамент является юридическим лицом.
Пунктами 3.22. и 3.31. указанного Положения предусмотрено, что для выполнения возложенных задач Департамент осуществляет мероприятия по приватизации муниципального имущества, в том числе: формирует прогнозный план приватизации, обеспечивает оценку подлежащего приватизации муниципального имущества, осуществляет подготовку имущества к продаже, готовит решение об условиях приватизации имущества, от имени администрации города Липецка осуществляет продажу муниципального имущества, контролирует исполнение договоров купли-продажи и поступление средств от приватизации в бюджет города, осуществляет информационное обеспечение приватизации. От имени администрации города Липецка осуществляет полномочия учредителя муниципальных предприятий и учреждений, а также полномочия собственника закрепленного за ними муниципального имущества.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов, соответствующих установленных статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, на приобретение арендуемого имущества.
Заявитель указывает, что 11.08.2009 года он обратился с заявлением к заинтересованному лицу о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемых помещений по адресу: г. Липецк, проспект Победы, д. 49, переданных обществу по договорам аренды № 07-13-244/04 от 01.12.2003 г., № 07-13-492/04 от 01.03.2004 года, № 07-12-060/05 от 01.01.2005 года, в порядке части 2 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако письмом от 28.08.2009 года № 3328-15-05/1 ему было отказано в реализации преимущественного права на приобретение вышеуказанных нежилых помещений, в связи с тем, что он не подпадает по условия действия ст. 3 Закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Срок нахождения имущества в аренде в соответствии с договорами аренды не соответствует требованиям, установленным п. 1 ст. 3 Закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ. Долгосрочный договор аренды № 07-12-060/05, срок действия которого с 01.01.2005 года по 01.03.2009 года зарегистрирован в УФРС по Липецкой области только 26 марта 2007 года. При повторном обращении заявителя 03.08.2010 года к заинтересованному лицу о предоставлении преимущественного права выкупа арендуемого имущества, письмом от 03.09.2010 года № 3658-85-05/1 заявителю вновь было отказано в реализации преимущественного права на приобретение вышеуказанных нежилых помещений с указанием причин отказа (письмо от 28.08.2009 года № 3328-15-05/1 (т. 1 л.д. 11). Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Из содержания статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 3 Закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ (в ред. от 02.07.2010) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 2 ст. 9 Закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 указанного Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В случае, если заявитель не соответствует установленным ст. 3 Закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с названным Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (ч. 4 ст. 9 Закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ).
Как следует из разъяснений, данных Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в п. 4 информационного письма от 05.11.2009 г. № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", необходимо иметь в виду, что договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, может являться основанием для возникновения права на приобретение этого имущества в том случае, если он был зарегистрирован в установленном законом порядке.
Таким образом, для целей применения Закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ дата государственной регистрации договора аренды не может иметь самостоятельного правового значения при исчислении срока, установленного ст. 3 Закона от 22.07.2008 года № 159-ФЗ.
Указанный подход соответствует смыслу Закона от 22.07.2008 года № 159-ФЗ, целью принятия которого является оказание адресной государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций на участие в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества.
В силу ч. 1 ст. 10 Федеральный закон № 159-ФЗ вступает в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования, за исключением частей 2 - 4 ст. 9 настоящего Федерального закона. Указанный Федеральный закон был опубликован в "Российской газете" от 25.07.2008 г. № 158 и вступил в силу 05.08.2008 года.
Из материалов дела следует, что между сторонами в период с 2003 года и по настоящее время были заключены следующие договора аренды нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 49:
- 01.12.2003 года между ЗАО "Серебряная Роза" и комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Липецка был заключен договор аренды нежилого имущества (помещения, здания, сооружения), находящегося в муниципальной собственности г. Липецка. По условиям данного договора в аренду было передано следующее имущество - нежилое помещение № 4 площадью 96,8 кв. м., расположенное на первом этаже дома по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 49. Срок действия договора определен с 01.12.2003 года по 30.11.2008 года. Данный договор был зарегистрирован в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Липецкой области 10.06.2004 года.
- 01.03.2004 года между ЗАО "Серебряная Роза" и комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Липецка был заключен договор аренды нежилого имущества (помещения, здания, сооружения), находящегося в муниципальной собственности г. Липецка. По условиям данного договора в аренду было передано следующее имущество - нежилое помещение № 3 площадью 101,4 кв. м., расположенное на первом этаже дома по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 49. Срок действия договора определен с 01.03.2004 года по 01.03.2009 года. Данный договор был зарегистрирован в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Липецкой области 10.06.2004 года.
- 01.01.2005 года между ЗАО "Серебряная Роза" и администрацией г. Липецка в лице МУ "Фонд имущества города Липецка" был заключен договор аренды нежилого имущества (помещения, здания, сооружения), находящегося в муниципальной собственности г. Липецка. По условиям данного договора в аренду было передано следующее имущество - нежилое помещение № 3 площадью 101,7 кв. м. и нежилое помещение № 4 площадью 96,8 кв. м., расположенное на первом этаже дома по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 49. Срок действия договора определен с 01.01.2005 года по 01.03.2009 года. Данный договор был зарегистрирован в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Липецкой области 26.03.2007 года.
- На основании дополнительного соглашения от 24.01.2007 года о внесении изменений в договор аренды нежилого имущества (помещения, здания, сооружения), находящегося в муниципальной собственности г. Липецка № 07-12-060/05 от 01.01.2005 г., в связи с образованием нежилого помещения № 6 (запись ЕГРП 48-48-01/10/2006-2349 от 23.01.2007 г.), в результате реконструкции нежилых помещений № 3 и № 4, пункт 1.1 договора был изложен в следующей редакции: "Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование нежилое помещение № 6 (магазин) площадью 191,2 кв. м., расположенное на первом этаже здания по адресу: г. Липецк, пр. Победы, 49, согласно плана-схемы здания с обозначением сдаваемого в аренду помещения, с указанием размера арендуемой площади, который является неотъемлемой частью настоящего договора".
Обязательства по оплате арендной платы со стороны заявителя выполнялись в полном объеме, что имеет документальное подтверждение (т. 1 л.д. 55 - 62).
Из содержания ст. 3 Закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ следует, что одним из условий, с которым названный Закон связывает возможность реализации преимущественного права арендатора на приобретение муниципального имущества, является факт нахождения имущества, переданного по договору аренды, в непрерывном владении и (или) пользовании арендатора в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 149-ФЗ).
Нахождение имущества во временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение 2-х и более лет связано с наличием зарегистрированного в установленном законом порядке договора аренды, а не с моментом его государственной регистрации.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. ст. 16, 26 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество договор аренды является сделкой по обременению прав на недвижимое имущество.
Исходя из фактических обстоятельств дела временное владение и (или) временное пользование арендатором недвижимым имуществом может рассматриваться судом как непрерывное и при наличии незначительного промежутка времени между прекращением одного договора аренды данного имущества и заключением последующего договора его аренды при условии, что в течение этого времени арендатор продолжал пользоваться недвижимым имуществом и возражения арендодателем не заявлялись (п. 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 134 от 05.11.2009 г.).
Кроме того, исходя из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 9 информационного письма № 59 от 16.02.2001 года "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "соглашение сторон об изменении размера арендной платы, указанного ими в договоре аренды недвижимого имущества, подлежащем государственной регистрации, также подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды".
В соответствии с требованиями ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (ст. 68 АПК РФ).
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что арендуемое заявителем помещение соответствует условиям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4 ст. 3 Закона № 159-ФЗ: заявитель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства; объект муниципального имущества находится во временном владении и пользовании заявителя непрерывно более двух лет подряд, поэтому требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Принимая во внимание, что заявителем при обращении в суд была произведена оплата госпошлины в размере 2000 рублей, платежные поручение № 276 от 06.10.2010 г. (т. 1 л.д. 10), расходы по оплате государственной пошлины суд относит на заинтересованное лицо.
Руководствуясь ст. ст. 2, 13, 27, 167 - 170, 189, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным отказ департамента экономики администрации г. Липецка (ОГРН 1044800219254), выраженный в письме № 3658-85-05/1 от 03.09.2010 года, в предоставлении ЗАО "Серебряная Роза" (ОГРН 1034800150395) преимущественного права на приобретение арендованного недвижимого имущества (нежилого помещения № 6 (магазин) общей площадью 191,2 кв. м., расположенного на первом этаже здания по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 49, находящегося в муниципальной собственности г. Липецка, как не соответствующий статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Обязать департамент экономики администрации г. Липецка устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Серебряная Роза" путем направления согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" заявителю проекта договора купли-продажи недвижимого имущества (нежилого помещения № 6 (магазин) общей площадью 191,2 кв. м., расположенного на первом этаже здания по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 49.
Взыскать с департамента экономики администрации г. Липецка (ОГРН 1044800219254) в пользу ЗАО "Серебряная Роза" (ОГРН 1034800150395) судебные расходы в сумме 2 000 рублей.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области в месячный срок со дня принятия.
Дата изготовления решения суда в полном объеме считается датой принятия решения.

Судья
А.В.ДРУЖИНИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Липецкой области от 10.02.2011 по делу № А36-4162/2010
<Заявление о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении преимущественного права на приобретение арендованного недвижимого имущества (нежилого помещения) удовлетворено, так как арендуемое заявителем помещение соответствует условиям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ; заявитель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства; объект муниципального имущества находится во временном владении и пользовании заявителя непрерывно более двух лет подряд>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru