ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2010 г. по делу № 33-2931
(извлечение)
18.12.2008 г. А. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже с заявлением о назначении государственной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.
Решением заседания комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже № 292 от 28.03.2009 г. А. было отказано в назначении государственной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, из-за отсутствия документов, подтверждающих юридический факт проживания на момент назначения пенсии на территории в зоне проживания с льготно-экономическом статусом, а также необходимого возраста на момент обращения за пенсией в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации.
А. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже о назначении льготной пенсии, указав, что населенный пункт, в котором она проживала в период с 10.03.1981 г. по 22.04.1999 г. г. Узине Белоцерковского района Киевской области, отнесен к 4 зоне, зоне усиленного радиоэкологического контроля. Считает, что проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом дает ей право в соответствии с законом на дополнительное снижение пенсионного возраста при выходе на пенсию.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 27 января 2010 г. исковые требования А. удовлетворены.
В кассационной жалобе заместитель начальника юридического отдела УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже просит отменить указанное решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, не передавая дело на новое судебное рассмотрение принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, т.к. на момент обращения за назначением пенсии истица не проживала в зоне радиоактивного заражения.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истица А. в период с 10.03.1981 г. по 22.04.1999 г. проживала в Узин Белоцерковского района Киевской области, отнесенному к 4 зоне усиленного радиоэкологического контроля.
Согласно п. 8 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в п. 8 части первой ст. 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст. 34 Закона).
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 того же Закона).
Разрешая дело, суд правильно пришел к выводу о том, что А. имеет право на пенсию с учетом дополнительного снижения возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку проживала на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в период от момента катастрофы на атомной станции до 22.04.1999 г.
Удовлетворяя требование истца, суд обоснованно исходил из того, что нераспространение ответчиком ст. 34 указанного Закона на истицу, относящуюся к числу лиц, проживавших с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а на момент обращения за назначением пенсии выехавших с такой территории, либо проживающих в населенном пункте, исключенном из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нарушает ее право на возмещение вреда, причиненного ей проживанием в экологически неблагоприятной среде.
Данный вывод суда полностью согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 11 июля 2006 года № 403-О "По жалобам граждан О., В. и других на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 13, статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В данном определении Конституционный Суд РФ указал, что при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Соответствующим образом должен учитываться при назначении пенсии с уменьшением возраста гражданину, выехавшему на территорию, не относящуюся к зараженной, с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, срок проживания на такой территории в случае, если он равен или более минимального срока, необходимого для дополнительного снижения пенсионного возраста: для зоны проживания с правом на отселение - 3 года, для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом - 4 года.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.