Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2010 г. по делу № 33-2931

(извлечение)

18.12.2008 г. А. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже с заявлением о назначении государственной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.
Решением заседания комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже № 292 от 28.03.2009 г. А. было отказано в назначении государственной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, из-за отсутствия документов, подтверждающих юридический факт проживания на момент назначения пенсии на территории в зоне проживания с льготно-экономическом статусом, а также необходимого возраста на момент обращения за пенсией в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации.
А. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже о назначении льготной пенсии, указав, что населенный пункт, в котором она проживала в период с 10.03.1981 г. по 22.04.1999 г. г. Узине Белоцерковского района Киевской области, отнесен к 4 зоне, зоне усиленного радиоэкологического контроля. Считает, что проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом дает ей право в соответствии с законом на дополнительное снижение пенсионного возраста при выходе на пенсию.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 27 января 2010 г. исковые требования А. удовлетворены.
В кассационной жалобе заместитель начальника юридического отдела УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже просит отменить указанное решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, не передавая дело на новое судебное рассмотрение принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, т.к. на момент обращения за назначением пенсии истица не проживала в зоне радиоактивного заражения.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истица А. в период с 10.03.1981 г. по 22.04.1999 г. проживала в Узин Белоцерковского района Киевской области, отнесенному к 4 зоне усиленного радиоэкологического контроля.
Согласно п. 8 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в п. 8 части первой ст. 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст. 34 Закона).
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 того же Закона).
Разрешая дело, суд правильно пришел к выводу о том, что А. имеет право на пенсию с учетом дополнительного снижения возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку проживала на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в период от момента катастрофы на атомной станции до 22.04.1999 г.
Удовлетворяя требование истца, суд обоснованно исходил из того, что нераспространение ответчиком ст. 34 указанного Закона на истицу, относящуюся к числу лиц, проживавших с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а на момент обращения за назначением пенсии выехавших с такой территории, либо проживающих в населенном пункте, исключенном из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нарушает ее право на возмещение вреда, причиненного ей проживанием в экологически неблагоприятной среде.
Данный вывод суда полностью согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 11 июля 2006 года № 403-О "По жалобам граждан О., В. и других на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 13, статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В данном определении Конституционный Суд РФ указал, что при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Соответствующим образом должен учитываться при назначении пенсии с уменьшением возраста гражданину, выехавшему на территорию, не относящуюся к зараженной, с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, срок проживания на такой территории в случае, если он равен или более минимального срока, необходимого для дополнительного снижения пенсионного возраста: для зоны проживания с правом на отселение - 3 года, для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом - 4 года.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Воронежского областного суда от 01.06.2010 по делу № 33-2931
Право на досрочное назначение пенсии гражданам, проживающим на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, должно быть обеспечено с учетом периода проживания.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru