Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область

Документ не применяется.

Подробнее см. Справку
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2008 г. по делу № А04-1211/08-5/69

(извлечение)

3 июня 2008 года объявлена резолютивная часть решения.
4 июня 2008 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Пассажирский порт "АмурАссо"
к администрации г. Благовещенска Амурской области
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), государственных органов, органов местного самоуправления
третье лицо: комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось закрытое акционерное общество "Пассажирский порт "АмурАссо" с заявлением к администрации г. Благовещенска Амурской области, в котором просит признать незаконным решение об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, оформленное письмом от 11 февраля 2008 г. № 1254/16; обязать администрацию города Благовещенска принять решение о предоставлении земельного участка общей площадью 18075 кв. м с кадастровым номером 28:01:130003:0001 ЗАО "Пассажирский порт "АмурАссо" в собственность за плату, имеющего адресный ориентир: г. Благовещенск, ул. Чайковского, 1 в 3 квартале г. Благовещенска; обязать администрацию города Благовещенска подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 18075 кв. м с кадастровым номером 28:01:130003:0001 имеющего адресный ориентир: г. Благовещенск, ул. Чайковского, 1 в 3 квартале г. Благовещенска и направить его для подписания ЗАО "Пассажирский порт "АмурАссо".
Заявитель в своем заявлении указал, что основанием для отказа послужило то, что земельный участок предоставлен для таможенных нужд и нужд организации транспорта, ограничен в обороте и в силу п. 5 ст. 27 ЗК РФ не может быть предоставлен в собственность юридическому лицу. Считает, что данный отказ не соответствует действующему законодательству. Указал, что спорный земельный участок не входит в состав земель транспорта, исходя из кадастрового плана земельный участок относится к категории: земли-поселения с разрешенным использованием (назначением): грузопассажирская таможня. Считает, что документов, подтверждающих, что земельный участок относится к организации транспорта не имеется, в связи с чем, данный земельный участок не относится к земельным участкам, предназначенным для транспорта, организаций и эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта. Указал, что в законе о приватизации запрет на приватизацию земельного участка с назначением "грузопассажирская таможня" не содержится. Указал, что на момент обращения общества в администрацию земельные участки не находились и не находятся в государственной или муниципальной собственности.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил, что оспаривает ненормативный акт в порядке ст. 198 АПК РФ - решение об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, оформленное письмом от 11 февраля 2008 г. № 1254/16. Требования об обязании принять решение о предоставлении земельного участка и подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка не являются самостоятельными требованиями, а указаны в качестве способов восстановления нарушенных прав в соответствии со ст. 201 АПК РФ.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом приняты указанные уточнения заявленных требований.
Дополнительно представитель заявителя в судебном заседании указал, что искусственно созданные ЗАО "АмурАссо" земельные участки в акватории реки Амур являются его собственностью на законном основании. Представил справку, из которой следует, что за период с 1990 по 2008 г. ЗАО "АмурАссо" создало путем намыва и отсыпки в акватории реки Амур искусственный земельный участок общей площадью 18075 м кв., с кадастровым номером 28:01:130003:0001, находящийся по адресу: г. Благовещенск, ул. Чайковского, 1, в квартале 68А, инвестировав в его создание 10122000 рублей.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указал, что спорный земельный участок в силу закона и по факту его использования относится к землям транспорта, что является основанием для отнесения его к землям, ограниченным в обороте, следовательно, он не может выступать объектом купли-продажи.
Дополнительно представитель ответчика указал, что обстоятельства искусственного создания заявителем спорного земельного участка не подлежат рассмотрению в рамках заявленных требований и направлены на установление факта возникновения у заявителя права собственности на спорный объект, считает, что заявителем избран неверный способ защиты нарушенного права. Полагает, что в связи с тем, что спорный участок не находится в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований он является государственной собственностью, правом распоряжения которой наделен орган местного самоуправления - администрация г. Благовещенска. Пояснил, что спорный земельный участок является землями поселений, так как документов об искусственном создании участка и его переводе в земли поселений у администрации г. Благовещенска не имеется. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания третье лицо уведомлено надлежащим образом. В письменном отзыве третье лицо указало, что комитет по управлению имуществом вправе заключить договор купли-продажи спорного земельного участка только при наличии правого основания - постановления мэра г. Благовещенска. Ввиду отсутствия данного документа, комитет не имеет оснований для заключения договоров купли-продажи земельных участков с указанными гражданами. Считает отказ администрации г. Благовещенска законным и обоснованным, поскольку спорный земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте.
В силу ч. 5 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Исследовав материалы дела, доводы сторон, судом установлены следующие обстоятельства.
Закрытое акционерное общество "Пассажирский порт "АмурАссо" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области 21 февраля 2007 года за основным государственным регистрационным номером 2072801027638, ИНН 2801007788.
В соответствии с постановлением мэра г. Благовещенска от 2 июля 1993 г. № 821 АООТ "АМУРАССО" (правопреемник ЗАО "Пассажирский порт "АмурАссо") был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 17986 кв. м в границах фактического землепользования, согласно прилагаемой схемы, под грузопассажирскую таможню в архитектурно-историческом районе. Выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю от 11 августа 1993 г. № 35280.
Закрытому акционерному обществу "Пассажирский порт "АмурАссо" выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности на следующие объекты недвижимости:
- от 8 января 2002 года на причал (нежилое), площадью 2650 кв. м, по адресу: г. Благовещенск, ул. Чайковского, 1;
- от 29 июля 2002 года на склад багажный (нежилое здание), площадью 2145,2 кв. м, по адресу: г. Благовещенск, ул. Чайковского, 1, литер А7А8;
- от 29.07.2002 на гараж, склад, цеха (нежилое здание), площадью 1151,2 кв. м, по адресу: г. Благовещенск, ул. Чайковского, 1, литер А4А5А9А10А11;
- от 11 ноября 2005 года на багажный склад пассажирского таможенного комплекса (нежилое здание), площадью 1774,6 кв. м, по адресу: г. Благовещенск, ул. Чайковского, 1.
Объекты недвижимости находятся на спорном земельном участке.
Постановлением мэра г. Благовещенска от 15 сентября 2004 г. № 2814 утвержден проект границ земельного участка площадью 18075 кв. м с кадастровым номером 28:01:130003:0001, имеющего адресный ориентир - нежилые здания по адресу: г. Благовещенск, ул. Чайковского, 1 в квартале 68А архитектурно-исторической зоны, используемого для грузопассажирской таможни, согласно прилагаемому плану земельного участка. Указанный земельный участок из категории земель поселения предоставлен закрытому акционерному обществу "Пассажирский порт "АмурАссо" в аренду, сроком на 25 лет.
Постановлением мэра г. Благовещенска от 2 марта 2005 г. № 555 в постановление мэра г. Благовещенска от 15 сентября 2004 г. № 2814, внесены изменения, согласно которым комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска предписано провести работу по включению земельного участка площадью 18075 кв. м с кадастровым номером 28:01:130003:0001, имеющего адресный ориентир - нежилые здания по адресу: г. Благовещенск, ул. Чайковского, 1 в квартале 68А архитектурно-исторической зоны, используемого для грузопассажирской таможни, в перечень земель, подлежащих отнесению к муниципальной собственности.
Между комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска и ЗАО "Пассажирский порт "АмурАссо" заключен договор аренды земельного участка от 3 марта 2005 г. № 1025. Предмет договора: "Арендодатель" предоставляет, а "Арендатор" принимает в аренду земельный участок: г. Благовещенск, ул. Чайковского, 1 в архитектурно-исторической зоне, в квартале: 68А, кадастровый номер 28:01:130003:0001, категория земли поселений, площадь 18075 кв. м; назначение: грузопассажирская таможня в границах, указанных в кадастровом плане участка. К договору прилагаются расчеты арендной платы, акт приема-передачи земельного участка от 3 марта 2005 года.
ЗАО "Пассажирский порт "АмурАссо" 21 января 2008 года обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 28:01:130003:0001 площадью 18075 кв. м., находящегося на праве аренды, используемого для грузопассажирской таможни, речного порта ЗАО "Пассажирский порт "АмурАссо" и пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в ЗАО "Пассажирский порт "АмурАссо" в собственность за плату. К заявлению общество приложило документы, подтверждающие возникновение прав на объекты недвижимости, технический паспорт, кадастровый план участка, карту границ земельного участка, свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
Администрация г. Благовещенска письмом от 11 февраля 2008 года за № 1254/16 отказала ЗАО "Пассажирский порт "АмурАссо" в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в квартале 68А по ул. Чайковского, 1, используемого для грузопассажирской таможни.
Не согласившись с отказом администрации г. Благовещенска в предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, в том числе на них возложено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 17 Устава муниципального образования города Благовещенска, принятого решением Думы города Благовещенска от 26 мая 2005 г. № 62/89, структуру органов местного самоуправления муниципального образования города Благовещенска составляют: представительный орган муниципального образования - Благовещенская городская Дума; глава муниципального образования - мэр города Благовещенска; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - администрация города Благовещенска; контрольный орган муниципального образования - контрольно-счетная палата города Благовещенска.
Статьями 31, 33 Устава муниципального образования города Благовещенска определено, что администрация города Благовещенска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. К полномочиям администрации города Благовещенска относится управление земельными участками на территории городского округа, находящимися в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю).
Постановлением мэра города Благовещенска от 25 марта 2005 г. № 751 разграничены полномочия между структурными подразделениями администрации города Благовещенска по вопросам регулирования земельных правоотношений.
Подготовка проектов постановлений мэра города по вопросам регулирования земельных правоотношений, в том числе о предоставлении земельных участков для строительства; о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством; о переоформлении прав на землю; об отнесении земельных участков к бесхозяйным вещам в случае отказа собственника от земельного участка; о прекращении прав на землю; об установлении или прекращении публичного сервитута, отнесены к полномочиям земельного управления администрации города Благовещенска.
Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска выполняет в пределах своей компетенции функции управления и распоряжения земельными участками, как объектами муниципальной собственности. На основании постановления мэра города предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальным учреждениям, муниципальным предприятиям, иным организациям и гражданам.
В материалы дела ответчиком представлена справка от 16 мая 2008 г. № 5740, выданная комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска, из которой следует, что земельный участок площадью 18075 кв. м с кадастровым номером 28:01:130003:0001, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. Чайковского, 1, предоставленный в аренду ЗАО "Пассажирский порт "АмурАссо" в реестре муниципальной собственности не числится.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Следовательно, распоряжение спорным земельным участком, являющимся государственной собственностью, осуществляется администрацией г. Благовещенска, как органом местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемое закрытым акционерным обществом "Пассажирский порт "АмурАссо" решение об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, оформленное письмом от 11 февраля 2008 г. № 1254/16, принято администрацией города Благовещенска в пределах своих полномочий.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.
Из пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 11 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться следующим.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Статья 15 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу положений статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 5, 7 пункта 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Согласно ст. 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Решением Благовещенской городской Думы Амурской области от 26 июля 2007 г. № 30/75 утвержден Генеральный план города Благовещенска на период 2007 - 2025 гг., разработанный Российским государственным научно-исследовательским и проектным институтом урбанистики.
В судебном заседании судом исследована выкопировка из Генерального плана города Благовещенска из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером 28:01:13003:0001 по Генеральному плану входит в зону водного транспорта.
На земельном участке расположены речной вокзал, причал.
Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок находится в составе земель, отнесенных Генеральным планом г. Благовещенска к землям водного транспорта, не подлежащих в силу закона отчуждению и ограничен в обороте, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность заявителя.
Кроме того, спорный земельный участок постановлением мэра города Благовещенска от 15 сентября 2004 г. № 2814 предоставлен ЗАО "Пассажирский порт "АмурАссо" для грузопассажирской таможни. Согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому плану разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 2801:130003:0001 - грузопассажирская таможня.
В силу приведенных положений статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, предоставленные для таможенных нужд также ограничены в обороте.
Судом оценен довод заявителя о том, что спорный земельный участок относится к землям водного фонда и к указанным отношениям должны быть применены нормы Водного кодекса РФ.
Земельный кодекс РФ к землям водного фонда относит земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах (п. 1 ст. 102 ЗК РФ).
Суду не представлено доказательств того, что спорный земельный участок относится к землям водного фонда, в связи с чем, к рассматриваемым правоотношениям суд применяет нормы Земельного кодекса РФ. Кроме того, суд считает, что сфера действия земельного законодательства охватывает и искусственно созданные территории, образованные путем намыва, отсыпки грунта.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Суд считает, что применительно к созданию намывной территории не происходит изменения признаков земельного участка, характеризующих его как объект права (остается поверхностный слой земли и границы участка).
Заявителем в материалы дела представлена справка от 29 апреля 2008 г. № 132, из которой следует, что за период с 1990 по 2008 г. ЗАО "АмурАссо" создало путем намыва и отсыпки в акватории реки Амур искусственный земельный участок общей площадью 18075 м кв., с кадастровым номером 28:01:130003:0001, находящийся по адресу: г. Благовещенск, ул. Чайковского, 1, в квартале 68А, инвестировав в его создание 10122000 рублей.
Заявителем представлены протокол координационного совещания руководителей государственных контрольных органов, администрации Амурской области во вопросу открытия пассажирского пункта пропуска через государственную границу в порту "Амурассо" г. Благовещенска от 25 июля 2005 года, совместное решение администрации города Благовещенска, руководителей государственных контрольных органов, и администрации международного пассажирского порта "АмурАссо", которым принято решение согласовать границы территории, акватории и рейда международного пассажирского порта "АмурАссо".
В материалах дела имеются справка ФГУ "Амурское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" от 18 февраля 2008 г. № 02-11-42, в которой учреждение, рассмотрев представленные материалы по отводу в собственность искусственно созданного земельного участка подтверждает прохождение береговой линии по урезу причальной стенки пассажирского порта "АмурАссо" в границах от ул. Чайковского до ул. Театральной, береговая линия остается неизменной по площади акватории при изменении уровней в р. Амур; справки от ФГУ "Амурское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" от 7 декабря 2006 г. № 02-11-339, от 30 марта 2005 г. № 02-11-55, в которых указанное учреждение не возражает против отвода в собственность ЗАО "Пассажирский порт "АмурАссо" искусственно созданного земельного участка вдоль бровки левого берега Среднего Амура 993 км., напротив ул. Театральная.
Указанные документы не являются достаточными для вывода об искусственном создании спорного земельного участка.
Согласно имеющимся в материалах дела документам спорный земельный участок предоставлен обществу из категории земель поселений.
Кроме того, в настоящем деле обществом заявлено требование о признании незаконным конкретного ненормативного акта - решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, оформленное письмом от 11 февраля 2008 г. № 1254/16.
Доводы заявителя об искусственном создании спорного земельного участка связаны с возникновением права собственности на земельный участок, что не является предметом спора по настоящему делу.
Оспариваемый акт мотивирован, тем, что запрашиваемый в собственность земельный участок является ограниченным в обороте, в силу чего не может быть предоставлен в собственность.
Согласно приложению к заявлению ЗАО "Пассажирский порт "АмурАссо" от 21 января 2008 г. № ВВ-37 документы, подтверждающие тот факт, что спорный земельный участок является искусственно созданным в администрацию г. Благовещенска заявителем представлены не были, указанные доводы им не заявлялись.
Напротив, заявитель просил предоставить в собственность за плату земельный участок, находящийся на праве аренды, указал, что данный участок используется им для грузопассажирской таможни, речного порта и пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Как пояснил представитель ответчика, администрация не располагала и в настоящее время не располагает информацией о наличии в границах муниципального образования г. Благовещенска намывных территорий, созданных ЗАО "Пассажирский порт "АмурАссо".
При таких обстоятельствах, у администрации г. Благовещенска имелись основания для отказа в предоставлении ЗАО "Пассажирский порт "АмурАссо" земельного участка общей площадью 18075 кв. м с кадастровым номером 28:01:130003:0001 в собственность, оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеуказанные факты и обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
В удовлетворении заявленных требований следует отказать. В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований способ восстановления нарушенных прав не применяется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 2000 рублей относится на заявителя и уплачена платежным поручением от 27 февраля 2008 г. № 45 при подаче заявления в суд.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180, 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением ВАС РФ от 29.01.2009 № 366/09 по делу № А04-1211/08-5/69 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано.
Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 31.10.2008 № Ф03-4742/2008 данное решение отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.

Решение Арбитражного суда Амурской области от 04.06.2008 № А04-1211/08-5/69
Земельный участок, предоставленный для таможенных нужд и относящийся к землям водного транспорта, не предоставляется в частную собственность, поскольку относится к землям, ограниченным в обороте

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru