Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2008 г. по делу № А04-25/08-18/19

(извлечение)

27 февраля 2008 года объявлена резолютивная часть решения.
5 марта 2008 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление
ИП Н.
к межрайонной ИФНС России № 5 по Амурской области
о признании ненормативного правового акта недействительным
3-е лицо:
ГУ "УПФ РФ в г. Свободном Амурской области"

установил:

индивидуальный предприниматель Н. обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании решения межрайонной ИФНС РФ № 5 по Амурской области об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 9 октября 2007 г. № 1464 незаконным; об обязании инспекции произвести возврат ошибочно перечисленных в 2007 г. страховых взносов в размере 46137,00 руб., в том числе на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 7098,00 руб., на выплату страховой части пенсии в размере 39039,00 руб.
Определением суда от 30 января 2008 г. на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ "УПФ РФ в г. Свободном Амурской области".
Заявитель в судебном заседании 27 февраля 2008 г. уточнил заявленные требования, просил излишне уплаченные страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии по КБК 18210202030060000160, в сумме 28970 рублей зачесть в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии по КБК 18210202010060000160;
излишне уплаченные страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии по КБК 18210202040060000160, в сумме 1412 рублей, а также излишне уплаченные страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии по КБК 18210202030060000160, в сумме 1650 рублей зачесть в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии по КБК 18210202020060000160, в сумме 3062 рублей;
возвратить на расчетный счет предпринимателя излишне уплаченные страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 18210202030060000160, в сумме 12257 рублей.
Уточнение заявленных требований судом было принято к рассмотрению на основании ст. 49 АПК РФ.
Представитель третьего лица - пенсионного фонда в судебное заседание представил письменный отзыв от 26 февраля 2008 г., указав, что ГУ "УПФР в г. Свободном" не возражает против переброса ошибочно перечисленных заявителем страховых взносов с КБК 18210202030060000160 и 18210202040060000160 на КБК 18210202010060000160 в сумме 28970 руб. и на КБК 18210202020060000160 в сумме 3062 руб. и возврата оставшейся суммы в размере 12257 руб. на счет плательщика. В качестве доказательств, подтверждающих наличие и размер переплаты у заявителя, представил акт сверки расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 1 января 2008 г., подписанный заместителем начальника межрайонной инспекции ФНС РФ № 5 по Амурской области, начальником УПФ РФ в г. Свободном Амурской области и ИП Н., протокол к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 29 января 2008 г. № 1229.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ. Направил письменное пояснение от 26 февраля 2008 г., акт сверки расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 1 января 2008 г., выписки из лицевого счета заявителя, выписку из ЕГРИП. Ходатайствовал о рассмотрении материалов дела в отсутствие представителя инспекции.
В письменном пояснении ответчик указал, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ. Следовательно, зачет переплаты страховых взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии в счет недоимки по страховым взносам по одному из соответствующих кодов бюджетной классификации доходов бюджетов РФ не может быть произведен налоговым органом в порядке ст. 78 НК РФ.
Согласно письменному пояснению ответчика, суммы переплаты страховых взносов составляют по накопительной части 1412 руб., по страховой части - 42877 руб., что соответствуют данным Пенсионного фонда и ИП Н.
Дело рассматривалось в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Амурской области 10 октября 2007 г.
В период с 29 января 2007 г. по 9 апреля 2007 г. заявителем были ошибочно уплачены страховые взносы в сумме 46137 руб., из них:
- по КБК 18210202030060000160 на финансирование страховой части трудовой пенсии - 44109 руб., в том числе:
платежным поручением от 29 января 2007 г. № 10 на сумму 27175,20 руб.,
платежным поручением от 29 января 2007 г. № 11 на сумму 4056,00 руб.,
платежным поручением от 29 января 2007 г. № 13 на сумму 4056,00 руб.,
платежным поручением от 29 января 2007 г. № 14 на сумму 2264,60 руб.,
платежным поручением от 29 января 2007 г. № 15 на сумму 338,00 руб.,
платежным поручением от 29 января 2007 г. № 17 на сумму 338,00 руб.,
платежным поручением от 9 апреля 2007 г. № 47 на сумму 2264,60 руб.,
платежным поручением от 9 апреля 2007 г. № 48 на сумму 2264,60 руб.,
платежным поручением от 9 апреля 2007 г. № 51 на сумму 338,00 руб.,
платежным поручением от 9 апреля 2007 г. № 52 на сумму 338,00 руб.,
платежным поручением от 9 апреля 2007 г. № 53 на сумму 338,00 руб.,
платежным поручением от 9 апреля 2007 г. № 54 на сумму 338,00 руб.;
- по КБК 18210202040060000160 на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 2028 руб., в том числе:
платежным поручением от 29 января 2007 г. № 12 на сумму 1622,40 руб.,
платежным поручением от 29 января 2007 г. № 16 на сумму 135,20 руб.,
платежным поручением от 9 апреля 2007 г. № 49 на сумму 135,20 руб.,
платежным поручением от 9 апреля 2007 г. № 50 на сумму 135,20 руб.
5 октября 2007 г. ИП Н. обратилась в межрайонную инспекцию ФНС РФ № 5 по Амурской области с заявлениями (вх. N№ 4797841, 4797846) о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Решением от 9 октября 2007 г. № 1464 налоговый орган отказал заявителю в осуществлении возврата излишне уплаченных страховых взносов, обосновывая свой отказ тем, что в действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для проведения возвратов (зачетов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с актом сверки, подписанным представителями пенсионного фонда, налогового органа и заявителем, у ИП Н. по состоянию на 1 января 2008 г. имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии по КБК 18210202010060000160 в размере 28970 руб. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части страховой части трудовой пенсии по КБК 18210202020060000160 в сумме 3062 руб., а также переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа на выплату страховой части трудовой пенсии по КБК 18210202030060000160 в сумме 42877 руб. и по страховым взносам в виде фиксированного платежа на выплату накопительной части трудовой пенсии по КБК 18210202040060000160 в сумме 1412 руб.
Указанные суммы задолженности и переплаты подтверждаются также ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 28 января 2008 г., протоколами к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 29 января 2008 г. № 1229, от 1 февраля 2008 г. № 1543, подписанными представителями пенсионного фонда и заявителя.
Спора между заявителем и налоговым органом по суммам имеющейся переплаты нет.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, суд считает уточненные требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статья 25 указанного Закона предписывает, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговый орган в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено право органов Пенсионного фонда РФ на возврат излишне уплаченных страховых взносов. Согласно вышеуказанным нормам таким правом обладают налоговые органы. Указанный вывод подтверждается также бюджетным законодательством.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", действовавшего на момент уплаты страховых взносов заявителем, федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ. Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
В соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ, администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (код бюджетной классификации 18210202010060000160), по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии (код бюджетной классификации 18210202020060000160), по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (код бюджетной классификации 18210202030060000160), по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии (код бюджетной классификации 18210202040060000160) в Российской Федерации является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Согласно указаниям "О порядке применения бюджетной классификации РФ", утв. приказом Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. № 168н, утверждается единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ, три первых знака которого являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета.
Приложением 11 к указанному порядку главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты РФ за кодом 182 значится Федеральная налоговая служба, в том числе по кодам поступлений: 18210202010060000160 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии; 18210202020060000160 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии; 18210202030060000160 Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии; 18210202040060000160 Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Таким образом, администратором доходов бюджета в виде страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, является налоговый орган, который уполномочен принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В данном случае администратором является межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Амурской области.
Предусмотренный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ трехгодичный срок на момент подачи заявления в налоговый орган не истек.
Ссылка ответчика на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, несостоятельна, поскольку статья 2 Федерального закона № 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконным решения межрайонной ИФНС РФ № 5 по Амурской области об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 9 октября 2007 г. № 1464, обязании произвести зачет переплаты в счет погашения имеющейся задолженности по страховым взносам и возврат оставшейся суммы переплаты обоснованны и подлежат удовлетворению с учетом уточненных заявленных требований.
В остальной части заявленных требований о возврате переплаты страховых взносов следует отказать.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений, должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с допущенным ответчиком нарушением прав заявителя, суд считает необходимым обязать межрайонную инспекцию ФНС России № 5 по Амурской области произвести зачет переплаты по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 28970 руб., на выплату накопительной части пенсии в сумме 1412 руб. в счет погашения имеющейся задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также произвести возврат предпринимателю оставшейся суммы переплаты в размере 12257 руб.
При подаче заявления в суд заявителем платежным поручением от 12 декабря 2007 г. № 146 была уплачена государственная пошлина в сумме 100 руб.
Поскольку требования заявителя удовлетворены, на основании ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в сумме 100 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. 110, ст.ст. 167 - 170, 180, 201 АПК РФ, суд

решил:

заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным, не соответствующим статье 78 Налогового кодекса РФ решение Межрайонной инспекции ФНС РФ № 5 по Амурской области от 9 октября 2007 г. № 1464 об отказе в осуществлении зачета (возврата).
Обязать межрайонную ИФНС России № 5 по Амурской области в 5-дневный срок после вступления решения суда в законную силу произвести зачет предпринимателю Н. излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 18210202030060000160, в сумме 28970 рублей в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 18210202010060000160, в сумме 28970 рублей;
произвести зачет предпринимателю Н. излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 18210202040060000160, в сумме 1412 рублей, излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 18210202030060000160, в сумме 1650 рублей в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 18210202020060000160, в сумме 3062 рублей.
Обязать межрайонную ИФНС России № 5 по Амурской области в 5-дневный срок после вступления решения суда в законную силу произвести возврат предпринимателю Н. излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 18210202030060000160, в сумме 12257 рублей.
Взыскать с межрайонной ИФНС России № 5 по Амурской области в пользу предпринимателя Н. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) в течение месяца со дня его принятия, либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 05.03.2008 № А04-25/08-18/19
Решение налогового органа об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов признано незаконным, поскольку зачет либо возврат плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляют налоговые органы

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru