УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2010 г. по делу № 967-ФАС52-КВ-17.1-10/09-10
Принято: 22 сентября 2010 г.
Изготовлено: 5 октября 2010 года
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<...> - заместитель руководителя Управления;
Члены Комиссии:
<...> - начальник отдела контроля органов
государственной власти;
<...> - заместитель начальника отдела контроля органов
государственной власти.
рассмотрев дело № 967-ФАС52-КВ-17.1-10/09-10 по признакам нарушения Администрацией <...> района Нижегородской области <...> и Муниципальным автономным учреждением культуры <...> муниципального района Нижегородской области ТО "Д" (далее - МАУК "Творческое объединение "Д") <...> части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения порядка предоставления муниципального имущества в аренду (субаренду) ООО "С", в присутствии ответчиков по делу:
<...> - заместителя начальника правового управления администрации <...> муниципального района Нижегородской области, доверенность от 29.06.2010 № <...>,
<...> - директора МАУК ТО "Д", распоряжение администрации <...> муниципального района от 23.03.2010 № <...>,
установила:
На основании Приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 14.07.2010 № 499 "О проведении плановой выездной проверки" была проведена проверка в отношении администрации <...> района Нижегородской области <...>.
Частью 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции определено, что лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и составлять более чем двадцать квадратных метров.
Из представленных Администрацией <...> района Нижегородской области документов (запрос МАУК ТО "Д" Исх. № 1 от 14.04.2010, ответ Администрации <...> района Нижегородской области на запрос МАУК ТО "Д" Исх. 29.04.2010) следует, что Администрация <...> района Нижегородской области согласовала МАУК ТО "Д" передачу прав пользования частей помещения (здания) расположенных по адресу: <...> в размере превышающем размер установленный Законом о защите конкуренции.
Таким образом, в действиях администрации <...> района Нижегородской области усматриваются признаки нарушения статей 15, 17.1 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка предоставления муниципального имущества во временное владение и (или) пользование; в действиях МАУК ТО "Д" признаки нарушения статей 17.1 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка предоставления муниципального имущества во временное владение и (или) пользование.
По признакам нарушения антимонопольного законодательства Нижегородским УФАС России 9 сентября 2010 года возбуждено дело № 967-ФАС52-КВ-17.1-10/09-10 в отношении Администрации <...> района Нижегородской области и МАУК ТО "Д".
Определением № 10/8906 от 10.09.2010 дело назначено к рассмотрению на 22 сентября 2010 года в 1530.
Рассмотрение дела по существу состоялось 22 сентября 2010 года.
В объяснениях по делу № 967-ФАС52-КВ-17.1-10/09-10 МАУК ТО "Д" пояснила следующее:
Нежилое здание - ДК им. Луначарского, расположенное по адресу: <...>, закреплено за нашим учреждением на праве оперативного управления.
В адрес нашего Учреждения 07.04.2010 обратилось ООО "С" с заявлением о предоставлении в аренду части вышеназванного нежилого помещения для использования под кафе.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником на приобретение такого имущества;
остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
В соответствии о ст. 11 вышеназванного Закона, а также в соответствии с положениями Устава нашего Учреждения к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения относится рассмотрение предложений его руководителя о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно. Поданному вопросу наблюдательный совет дает рекомендации, только после рассмотрения которых, учредитель автономного учреждения принимает соответствующее решение.
На основании протокола собрания наблюдательного совета от 14.04.2010 № 2 МАУК ТО "Д" было рекомендовано заключить договор аренды с ООО "С". Рекомендации наблюдательного совета были направлены учредителю, в связи с чем, на основании Письма Администрации <...> муниципального района № 1679/24-50 от 29.06.2010 было получено согласование о передаче в аренду названного нежилого помещения.
01.07.2010 был заключен договор аренды.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
МАУК ТО "Д" предоставило в аренду ООО "С" нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, и расположенное по адресу: <...>, общей площадью 82,9 кв. м для размещения кафе.
Указанное муниципальное помещение принадлежит МАУК ТО "Д" на праве оперативного управления (Распоряжение администрации <...> района от 01.04.2010 № 471-ра, договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным автономным учреждением культуры "Творческое объединение "Д" от 01.04.2010 № 18).
01 июля 2010 года заключен договор аренды № 2. Субъектами договорных отношений являются МАУК ТО "Д" и ООО "С".
Нежилое помещение предоставлено с согласия администрации <...> района (Письмо от 29.06.2010 № 1679/24-50).
В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, вступившей в силу с 2 июля 2008 года, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями.
В связи с этим администрация <...> района не имела права давать согласие на аренду муниципального имущества без проведения конкурса или аукциона, поскольку статья 17.1 Закона действовала на момент принятия администрацией решения о разрешении заключения договора аренды и правоотношения, возникшие в связи с принятием данного решения, подлежали регулированию названной нормой.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с условиями договора аренды № 2 от 01.07.2010 арендодатель передает арендатору права владения и пользования муниципальным имуществом без проведения конкурса, что противоречит положениям статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и может свидетельствовать о предоставлении данному лицу преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами путем передачи имущества.
Таким образом, действия Муниципального автономного учреждения культуры <...> муниципального района Нижегородской области "Творческому Объединению "Д" по передаче вышеуказанного муниципального имущества в аренду ООО "С" без проведения торгов в форме аукциона или конкурса является нарушением требований части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, действия администрации <...> района Нижегородской области по согласованию Муниципальному автономному учреждению культуры <...> муниципального района Нижегородской области "Творческому Объединению "Д" передачи вышеуказанного муниципального имущества в аренду ООО "С" без проведения торгов в форме аукциона или конкурса является нарушением требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с тем, что договор аренды муниципального имущества № 2 от 01.07.2010 не расторгнут, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания Муниципальному автономному учреждению культуры <...> муниципального района Нижегородской области "Творческому Объединению "Д" о принятии мер по возврату имущества, переданного с нарушением требований части 1 статьи 17.1 закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать администрацию <...> района нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать Муниципальное автономное учреждение культуры <...> муниципального района Нижегородской области "Творческое Объединение "Д" нарушившим часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать Муниципальному автономному учреждению культуры <...> муниципального района Нижегородской области "Творческое Объединение "Д" предписание
о возврате арендованного имущества арендодателю.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 5 октября 2010 г. № 967-ФАС52-КВ-17.1-10/09-10
(извлечение)
<...>
1. Муниципальному автономному учреждению культуры <...> муниципального района Нижегородской области "Творческому Объединению "Д" в срок до 22 октября 2010 года прекратить нарушение части 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" выразившееся в передаче муниципального имущества в аренду ООО "С".
2. Муниципальному автономному учреждению культуры <...> муниципального района Нижегородской области "Творческому Объединению "Д" в срок до 22 октября 2010 года принять меры по возврату арендодателю муниципального имущества, переданного по договору аренды от 01.07.2010 № 2.
3. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 25 октября 2010 года.
<...>