Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2011 г. № 20

О ПРОТЕСТЕ ПРОКУРОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН ОТ 24 АПРЕЛЯ 2007 ГОДА № 62-ОЗ
"О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев протест прокурора Ленинградской области от 3 декабря 2010 года № 07-51-2010 на областной закон от 24 апреля 2007 года № 62-оз "О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области", Законодательное собрание Ленинградской области постановляет:

1. Признать указанный протест прокурора Ленинградской области не подлежащим удовлетворению.
2. Направить настоящее постановление и прилагаемое обоснование прокурору Ленинградской области С.И.Литвиненко.
3. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного собрания
И.Хабаров





ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Законодательного собрания
Ленинградской области
от 26.01.2011 № 20

ОБОСНОВАНИЕ

Законодательное собрание Ленинградской области считает протест прокурора Ленинградской области от 3 декабря 2010 года на областной закон от 24 апреля 2007 года № 62-оз "О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области" (далее - областной закон № 62-оз) необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Протест прокурора Ленинградской области принесен на положения части 1 статьи 1 областного закона № 62-оз, в соответствии с которыми депутатом Законодательного собрания Ленинградской области является избранный населением Ленинградской области представитель, уполномоченный от имени населения осуществлять законодательную (представительную) власть в Законодательном собрании Ленинградской области и иные полномочия.
Исследовав положения частей 1, 2 и 3 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) и основываясь на положении пункта 13 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) о том, что депутат избирается избирателями, прокурор ставит под сомнение законность положений областного закона № 62-оз. В дальнейшем на основании положений частей 1 и 3 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ прокурор делает вывод, положенный в основу протеста, о том, что "понятие избиратель по своему значению гораздо уже понятия населения".
Учитывая, что на основании данного вывода прокурор требует привести в соответствие федеральному законодательству часть 1 статьи 1 областного закона № 62-оз в целом, а не в части определенных слов, обоснованным представляется, что, по мнению прокурора, часть 1 статьи 1 областного закона № 62-оз противоречит федеральному законодательству как в части слов "депутатом является избранный населением Ленинградской области представитель", так и в части слов "представитель, уполномоченный от имени населения осуществлять законодательную (представительную) власть". Таким образом, требование внесения изменения в часть 1 статьи 1 областного закона № 62-оз сводится к следующему изложению данной нормы: "Депутатом ... является избранный избирателями Ленинградской области представитель, уполномоченный от имени избирателей осуществлять законодательную (представительную) власть".
Однако данные выводы прокурора, а, следовательно, и требование о приведении в соответствие федеральному законодательству положений областного закона № 62-оз являются необоснованными и не учитывают положения Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) и мнение Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
Ссылка прокурора на положения пункта 13 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ, в соответствии с которыми "депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти", является необоснованной, так как статья 2 Федерального закона № 67-ФЗ определяет лишь основные термины и понятия, применяемые для целей Федерального закона № 67-ФЗ, которые, следовательно, не применимы для других законодательных актов. В связи с этим следует отметить, что областной закон № 62-оз не регулирует общественные отношения в области избирательных прав. Предмет его правового регулирования лежит в области установления основ государственного устройства Ленинградской области и определения правового статуса членов органа государственной власти.
По тем же основаниям следует признать необоснованными ссылки прокурора на части 1, 2 и 3 статьи 10 Федерального закона № 184-ФЗ, так как исходя из названия статьи они регулируют принципы избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В основу части 1 статьи 1 областного закона № 62-оз положены два конституционных принципа. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3 Конституции носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства через своих представителей.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года № 10-П и определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года № 92-О и от 19 апреля 2001 года № 65-О имеется вывод, что Конституция не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти помимо многонационального народа России.
То есть депутат является представителем народа, а не избирателей. Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года № 479-О-О, права субъектов Российской Федерации определяются конституционно-правовыми функциями и предназначением органов публичной власти, призванных осуществлять эффективное и ответственное управление делами государства и общества в интересах населения.
В соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации население субъекта Российской Федерации также является источником государственной власти субъекта Российской Федерации. Данный вывод следует из анализа положений частей 1 и 2 статьи 3, части 2 статьи 5, части 2 статьи 11, статьи 73 (и т.д.) Конституции, в соответствии с которым население субъекта Российской Федерации признается субъектом осуществления государственной власти и в этом смысле является ее источником.
Учитывая изложенное, представляется, что требование прокурора о сужении понятия "население" до понятия "избиратель" в обжалуемой областной норме, устанавливающей, что депутатом является избранный населением представитель, уполномоченный от имени населения осуществлять законодательную власть, по сути является нарушением суверенитета многонационального народа России на власть в Российской Федерации и ущемлением конституционных прав определенной категории граждан на участие в управлении делами государства через своих представителей.
В целях обоснования своей позиции необходимо отметить, что понятия "народ" и "население" в конституционном праве применяются при определении одного и того же правового института. При этом под понятием "народ" обычно подразумевается все население государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на какие-либо национальные или территориальные общности. Применительно к отдельным частям государства обычно используется термин "население" как совокупность людей, проживающих на данной территории, имеющих с ней постоянную правовую связь.
Необходимо отметить, что в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30 апреля 1997 года N 7-П, от 14 июля 1997 года № 12-П и от 21 декабря 2005 года № 13-П) не ставилась под сомнение правомерность употребления в учредительных документах субъектов Российской Федерации таких понятий, как "население" или "народ субъекта Российской Федерации".
В качестве примера можно привести также постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года № 9-П, в мотивировочной части которого было указано, что в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления федеральный парламент и парламенты субъектов Российской Федерации являются органами народного представительства, выразителями интересов и воли народа (соответственно, народа России и народа субъекта Российской Федерации), осуществляющими законодательную власть.
Учитывая изложенное, представляется обоснованным утверждение о том, что часть 1 статьи 1 областного закона № 62-оз не противоречит федеральному законодательству.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

В соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу с 26 января 2011 года.

Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 26.01.2011 № 20
"О протесте прокурора Ленинградской области на областной закон от 24 апреля 2007 года № 62-оз "О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области"

Постановление
Приложение. Обоснование

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru