ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2011 г. № 20
О ПРОТЕСТЕ ПРОКУРОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН ОТ 24 АПРЕЛЯ 2007 ГОДА № 62-ОЗ
"О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Рассмотрев протест прокурора Ленинградской области от 3 декабря 2010 года № 07-51-2010 на областной закон
от 24 апреля 2007 года № 62-оз "О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области", Законодательное собрание Ленинградской области постановляет:
1. Признать указанный протест прокурора Ленинградской области не подлежащим удовлетворению.
2. Направить настоящее постановление и прилагаемое обоснование
прокурору Ленинградской области С.И.Литвиненко.
3. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного собрания
И.Хабаров
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Законодательного собрания
Ленинградской области
от 26.01.2011 № 20
ОБОСНОВАНИЕ
Законодательное собрание Ленинградской области считает протест прокурора Ленинградской области от 3 декабря 2010 года на областной закон
от 24 апреля 2007 года № 62-оз "О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области" (далее - областной закон № 62-оз) необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Протест прокурора Ленинградской области принесен на положения части 1 статьи 1
областного закона № 62-оз, в соответствии с которыми депутатом Законодательного собрания Ленинградской области является избранный населением Ленинградской области представитель, уполномоченный от имени населения осуществлять законодательную (представительную) власть в Законодательном собрании Ленинградской области и иные полномочия.
Исследовав положения частей 1
, 2
и 3 статьи 10
Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) и основываясь на положении пункта 13 статьи 2
Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) о том, что депутат избирается избирателями, прокурор ставит под сомнение законность положений
областного закона № 62-оз. В дальнейшем на основании положений частей 1
и 3 статьи 4
Федерального закона № 67-ФЗ прокурор делает вывод, положенный в основу протеста, о том, что "понятие избиратель по своему значению гораздо уже понятия населения".
Учитывая, что на основании данного вывода прокурор требует привести в соответствие федеральному законодательству часть 1 статьи 1
областного закона № 62-оз в целом, а не в части определенных слов, обоснованным представляется, что, по мнению прокурора, часть 1 статьи 1
областного закона № 62-оз противоречит федеральному законодательству как в части слов "депутатом является избранный населением Ленинградской области представитель", так и в части слов "представитель, уполномоченный от имени населения осуществлять законодательную (представительную) власть". Таким образом, требование внесения изменения в часть 1 статьи 1
областного закона № 62-оз сводится к следующему изложению данной нормы: "Депутатом ... является избранный избирателями Ленинградской области представитель, уполномоченный от имени избирателей осуществлять законодательную (представительную) власть".
Однако данные выводы прокурора, а, следовательно, и требование о приведении в соответствие федеральному законодательству положений
областного закона № 62-оз являются необоснованными и не учитывают положения Конституции
Российской Федерации (далее - Конституция) и мнение Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
Ссылка прокурора на положения пункта 13 статьи 2
Федерального закона № 67-ФЗ, в соответствии с которыми "депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти", является необоснованной, так как статья 2
Федерального закона № 67-ФЗ определяет лишь основные термины и понятия, применяемые для целей Федерального закона
№ 67-ФЗ, которые, следовательно, не применимы для других законодательных актов. В связи с этим следует отметить, что областной закон
№ 62-оз не регулирует общественные отношения в области избирательных прав. Предмет его правового регулирования лежит в области установления основ государственного устройства Ленинградской области и определения правового статуса членов органа государственной власти.
По тем же основаниям следует признать необоснованными ссылки прокурора на части 1
, 2
и 3 статьи 10
Федерального закона № 184-ФЗ, так как исходя из названия статьи они регулируют принципы избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В основу части 1 статьи 1
областного закона № 62-оз положены два конституционных принципа. В соответствии с частями 1
и 2 статьи 3
Конституции носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 32
Конституции граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства через своих представителей.
В постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года № 10-П и определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года № 92-О
и от 19 апреля 2001 года № 65-О
имеется вывод, что Конституция не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти помимо многонационального народа России.
То есть депутат является представителем народа, а не избирателей. Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года № 479-О-О, права субъектов Российской Федерации определяются конституционно-правовыми функциями и предназначением органов публичной власти, призванных осуществлять эффективное и ответственное управление делами государства и общества в интересах населения.
В соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации население субъекта Российской Федерации также является источником государственной власти субъекта Российской Федерации. Данный вывод следует из анализа положений частей 1
и 2 статьи 3
, части 2 статьи 5
, части 2 статьи 11
, статьи 73
(и т.д.) Конституции, в соответствии с которым население субъекта Российской Федерации признается субъектом осуществления государственной власти и в этом смысле является ее источником.
Учитывая изложенное, представляется, что требование прокурора о сужении понятия "население" до понятия "избиратель" в обжалуемой областной норме
, устанавливающей, что депутатом является избранный населением представитель, уполномоченный от имени населения осуществлять законодательную власть, по сути является нарушением суверенитета многонационального народа России на власть в Российской Федерации и ущемлением конституционных прав определенной категории граждан на участие в управлении делами государства через своих представителей.
В целях обоснования своей позиции необходимо отметить, что понятия "народ" и "население" в конституционном праве применяются при определении одного и того же правового института. При этом под понятием "народ" обычно подразумевается все население государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на какие-либо национальные или территориальные общности. Применительно к отдельным частям государства обычно используется термин "население" как совокупность людей, проживающих на данной территории, имеющих с ней постоянную правовую связь.
Необходимо отметить, что в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30 апреля 1997 года N 7-П
, от 14 июля 1997 года № 12-П
и от 21 декабря 2005 года № 13-П
) не ставилась под сомнение правомерность употребления в учредительных документах субъектов Российской Федерации таких понятий, как "население" или "народ субъекта Российской Федерации".
В качестве примера можно привести также постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года № 9-П, в мотивировочной части которого было указано, что в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления федеральный парламент и парламенты субъектов Российской Федерации являются органами народного представительства, выразителями интересов и воли народа (соответственно, народа России и народа субъекта Российской Федерации), осуществляющими законодательную власть.
Учитывая изложенное, представляется обоснованным утверждение о том, что часть 1 статьи 1
областного закона № 62-оз не противоречит федеральному законодательству.