Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2011 г. № 2724

ОБ ИНФОРМАЦИЯХ О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ
ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 11.02.2010 № 2003 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
"КРУГЛОГО СТОЛА" ПО ТЕМЕ: "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РЕГИОНА"

Рассмотрев информации о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 11.02.2010 № 2003 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Актуальные проблемы обеспечения финансовой стабильности региона", представленные в областную Думу: Вице-Губернатором Тюменской области С.М.Сарычевым (письмо от 03.11.2010 № 31/14467д/10-6356), председателем комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам В.Ф.Крамским (письмо от 24.01.2011 № 08-01-9/11), решение комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информации о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 11.02.2010 № 2003 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Актуальные проблемы обеспечения финансовой стабильности региона" принять к сведению (прилагаются).
2. Предложить органам государственной власти, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам продолжить работу по увеличению собственной доходной базы, обеспечению режима экономного и рационального использования бюджетных средств, проведению модернизации производства, внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение 1
к постановлению областной Думы
от 10.02.2011 № 2724

ИНФОРМАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О ВЫПОЛНЕНИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 11.02.2010 № 2003
"О РЕКОМЕНДАЦИЯХ "КРУГЛОГО СТОЛА" ПО ТЕМЕ: "АКТУАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РЕГИОНА"

(представлена в областную Думу Вице-Губернатором
Тюменской области С.М.Сарычевым 03.11.2010)

В областном бюджете на 2010 год предусмотрены средства на оказание государственной поддержки приоритетным отраслям экономики, включая меры по созданию условий для повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг), производимой предприятиями и организациями Тюменской области.
Реализация указанных мер осуществляется в рамках долгосрочных целевых программ "Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности", "Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области", "Основные направления развития научно-инновационной сферы Тюменской области", "Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области", областной целевой программы "Сотрудничество".
В частности, в рамках программы "Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности" выполняются следующие мероприятия:
- возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита, заключенным с российскими кредитными организациями, и части стоимости предметов лизинга;
- возмещение части затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению;
- компенсация части затрат по организации и участию в международных, общероссийских, региональных выставках, ярмарках, форумах, конференциях;
- возмещение части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг);
- возмещение части затрат на приобретение прав на объекты промышленной собственности у российских и иностранных патентообладателей;
- разработка и реализация специальных программ энергосбережения для промышленных предприятий;
- предоставление нефтегазовым компаниям компенсации части стоимости заказанного и оплаченного оборудования и других материальных ресурсов.
В рамках программы "Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области" выполняются следующие мероприятия:
- возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита;
- субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства в целях развития лизинга оборудования;
- возмещение затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг);
- возмещение части затрат по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в международных, общероссийских и региональных выставках, ярмарках;
- грантовая поддержка начинающих предпринимателей;
- субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализаций программ по энергосбережению;
- внесение имущественного взноса учредителя в некоммерческую организацию с целью создания гарантийного фонда;
- предоставление субсидий некоммерческим организациям для развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства;
- предоставление субсидий некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
- содействие развитию молодежного предпринимательства;
- реализация массовых программ обучения и повышения квалификации.
В рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области" осуществляется системная государственная поддержка сельскохозяйственного производства.
Бюджетные средства направляются преимущественно на технологическую модернизацию и технологическое перевооружение отрасли, наращивание генетического потенциала в сельском хозяйстве, сохранение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, дальнейшее развитие малых форм хозяйствования.
В целях поддержки реального сектора экономики в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляется софинансирование из областного бюджета расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках региональной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 12.05.2010 № 547-рп.
В целях оказания помощи строительным организациям в завершении строительства жилых домов с высокой степенью готовности Правительством Тюменской области совместно с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию по Тюменской области" оказывается финансовая поддержка путем заключения договоров инвестирования.
За период 2009 - 2010 годов, по состоянию на 01.10.2010, рассмотрено 24 обращения от строительных организаций по вопросу оказания поддержки. По результатам рассмотрения обращений с 7 организациями заключены договоры инвестирования. Реализация данной меры поддержки позволит обеспечить ввод 90861 кв. м жилья.
Поддержка реального сектора экономики осуществляется также посредством предоставления государственных гарантий Тюменской области по кредитным договорам. Так, в 2010 году государственная гарантия предоставлена ЗАО "Комбинат строительных материалов" на сумму 230000 тыс. рублей в обеспечение исполнения обязательств перед акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации для реализации проекта "Строительство завода стеновых материалов в Тюменской области".
Путем предоставления налоговых льгот создаются благоприятные финансовые условия для развития промышленного производства в сфере машиностроения, нефтегазового, лесного, транспортного и агропромышленного комплексов. Значительное количество установленных налоговых льгот по региональным налогам направлено на привлечение инвестиций в экономику Тюменской области, в результате чего создаются новые производства и новые рабочие места. Государственная поддержка оказывается преимущественно строящимся или модернизируемым предприятиям, что в долгосрочной перспективе позволит обеспечить рост налогооблагаемой базы.
Также на 2010 год установлена ставка налога в размере 5% для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, что позволяет указанным субъектам сохранять действующие производства и рабочие места.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сформированы реестры государственного и муниципального имущества для передачи субъектам малого и среднего предпринимательства с целью содействия организации предпринимательской деятельности.
В целях развития инновационной инфраструктуры в Тюменской области продолжает функционировать государственное учреждение "Областной бизнес-инкубатор", основной задачей которого является предоставление начинающим предпринимателям на льготной основе помещений, оборудованных мебелью и оргтехникой, а также комплекса юридических, бухгалтерских и консультационных услуг по сопровождению предпринимательской деятельности на ранней стадии развития. Размещение субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлено в помещениях в городе Тюмени (предусмотрено 25 мест) и Тобольске (предусмотрено 19 мест). К концу 2010 года, после завершения ремонтных работ, будет сдано в эксплуатацию здание в г. Ишиме на 15 мест, которое также будет использоваться для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Осуществляют деятельность бизнес-инкубаторы, организованные на базе высших учебных заведений федерального подчинения ГОУ ВПО "Тюменский государственный университет" и ГОУ ВПО "Тюменский государственный нефтегазовый университет".
Также в Тюменской области осуществляет деятельность технопарк "Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа", в состав которого также входит бизнес-инкубатор.
В целях повышения прозрачности деятельности органов исполнительной власти области и устранения административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательской и инвестиционной деятельности, в Тюменской области действует Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Тюменской области, в состав которого входят представители исполнительных органов государственной власти Тюменской области, федеральных структур, общественных организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также советы по развитию малого и среднего предпринимательства созданы и функционируют в 26 муниципальных образованиях Тюменской области. Более 50% в составе данных советов составляют представители малого и среднего бизнеса.
В рамках утвержденного Правительством Тюменской области плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, продолжает работу комиссия по мониторингу ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики и выработке оперативных мер, направленных на ее оздоровление (антикризисный штаб), рабочие группы по ликвидации просроченной дебиторской и кредиторской задолженности предприятий Тюменской области, проводится мониторинг исполнения областного и местных бюджетов Тюменской области. Областной и местные бюджеты по итогам исполнения за 9 месяцев 2010 года сбалансированы. Все принятые бюджетные обязательства обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами. Своевременно выполнены обязательства перед органами местного самоуправления по передаче межбюджетных трансфертов. Своевременно и в полном объеме осуществлялось финансирование социальных выплат, заработной платы, обязательств в рамках государственных и муниципальных контрактов. Просроченная кредиторская задолженность по платежам отсутствует.
Финансовым органом Тюменской области при участии иных органов исполнительной власти области проводятся проверки использования бюджетных средств на поддержку реального сектора экономики органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления. За 9 месяцев 2010 года проведено 10 проверок.
В Тюменской области продолжается работа по оптимизации расходов бюджета.
Ведется реструктуризация сети бюджетных учреждений. В рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" осуществляются мероприятия по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений, внедрению новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг. Создаются условия и стимулы для сокращения учреждениями внутренних издержек и привлечения внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности.
В настоящее время на территории Тюменской области действует более 800 автономных учреждений, оказывающих услуги в сфере образования, культуры и искусства, молодежной политики, спорта, социального обслуживания и занятости населения. За 2010 год в автономные учреждения переведено 105 общеобразовательных школ, 3 музейных комплекса.
Проводится комплекс работ по разработке и внедрению модели поэтапного ухода от бюджетного финансирования в сфере коммунальных услуг в период 2011 - 2015 годов путем привлечения в отрасль частных инвесторов, создания конкурентной среды и мотивации организаций коммунального комплекса к оптимизации затрат.
Одной из приоритетных задач в 2010 году является завершение работ и ввод в эксплуатацию строящихся и реконструируемых объектов. В настоящее время введено в эксплуатацию 24 объекта соцкультбыта, в том числе 9 жилых домов.
Проводится оптимизация бюджетных расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления Тюменской области, исключаются необязательные материальные затраты, сокращаются расходы на оплату труда государственных и муниципальных служащих. В частности, при формировании бюджета области на 2011 год не предусмотрена индексация заработной платы государственных гражданских служащих и муниципальных служащих и материальных затрат по содержанию органов власти.
В связи с необходимостью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Тюменской области, в том числе в части совершенствования системы управления общественными финансами, ведется разработка программы Правительства Тюменской области по повышению эффективности бюджетных расходов.
В целях обеспечения экономного и рационального использования бюджетных средств и в целях реализации Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при планировании расходов бюджета начиная с 2010 года учтено ежегодное сокращение лимитов потребления энергетических ресурсов на 3% в связи с проведением мероприятий по энергосбережению.
Правительством Тюменской области утверждена комплексная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Тюменской области" на 2010 - 2020 годы, цель которой - повышение энергетической эффективности экономики области и снижение энергоемкости валового регионального продукта.
В целях осуществления процедуры контроля за выполнением муниципальными образованиями Тюменской области требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и мониторинга качества управления муниципальными финансами ежеквартально осуществляется мониторинг бюджетов муниципальных образований Тюменской области в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 29.05.2006 № 132-п "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга бюджетов муниципальных образований Тюменской области".
По итогам мониторинга за I-е полугодие 2010 года всеми муниципальными образованиями соблюдены требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В части мониторинга качества управления бюджетами муниципальных образований выявлено, что в двух муниципальных образованиях не соблюден установленный уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года количество муниципальных образований, допустивших нарушение по данному показателю, сократилось вдвое.
В I-м полугодии 2010 года исполнение плана по доходам, поступившим в местные бюджеты, составило 36% годового назначения, что превышает объемы аналогичного периода прошлого года на 1057 млн. рублей.
Показателем эффективности деятельности органов местного самоуправления также является отсутствие просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов по состоянию на 01.07.2010.
Внедрение программно-целевого метода планирования местных бюджетов обеспечивает повышение ответственности за достижение целей и результатов деятельности органов местного самоуправления. За первое полугодие 2010 года доля расходов на реализацию программных мероприятий в общем объеме расходов местных бюджетов составила 79% (за I-е полугодие 2009 года - 58%).
В целях содействия органам местного самоуправления в разработке и реализации муниципальных программ уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области проведены "круглые столы", в рамках которых рассматривались вопросы формирования и мониторинга, оценки эффективности и результативности реализации целевых программ, а также совершенствования внедрения программно-целевого метода на уровне муниципальных образований.
По итогам проведения "круглых столов" муниципальным образованиям рекомендовано разработать нормативные акты по формированию и оценке эффективности целевых программ в соответствии с критериями, принятыми на уровне Тюменской области.


В рамках долгосрочных целевых программ Тюменской области продолжается выполнение мероприятий по содействию кадровому обеспечению предприятий и организаций различных отраслей экономики: подготовка и переподготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работников.





Приложение 2
к постановлению областной Думы
от 10.02.2011 № 2724

ИНФОРМАЦИЯ
О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 11.02.2010 № 2003 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ "КРУГЛОГО СТОЛА"
ПО ТЕМЕ: "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РЕГИОНА"

(представлена председателем комитета
Тюменской областной Думы по бюджету, налогам и финансам
В.Ф.Крамским 24.01.2011)

Рекомендации "круглого стола" по теме: "Актуальные проблемы обеспечения финансовой стабильности региона", состоявшегося в Тюменской областной Думе 15 декабря 2009 года, одобренные постановлением областной Думы от 11.02.2010 № 2003 (далее - рекомендации), содержали в себе предложения Правительству Российской Федерации, Тюменской областной Думе, Правительству Тюменской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Тюменской области, Счетной палате Тюменской области, органам местного самоуправления, кредитным организациям, работающим на территории Тюменской области, хозяйствующим субъектам.
В части реализации рекомендаций Правительству Российской Федерации можно отметить, что частично они нашли свое отражение в Бюджетном послании Президента Российской Федерации и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
В частности, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах, рассматривая вопросы формирования политики в сфере межбюджетных отношений, Президент Российской Федерации Д.А.Медведев обратил внимание на то, что необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.
В целях реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, модернизации управления общественными финансами Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р утверждена Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
В свою очередь Президентом в Бюджетном послании было указано на то, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны принять аналогичные программы и приступить к их внедрению с 2011 года. Правительством Тюменской области утверждена Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Целью данной программы является создание условий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Тюменской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития региона. Для реализации вышеназванной программы будет проводиться работа по следующим направлениям:
- развитие программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти;
- совершенствование формата "программного бюджета";
- развитие новых форм оказания государственных услуг и их финансового обеспечения;
- совершенствование государственного финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
- рациональное использование государственного имущества области и др.
Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, говоря об улучшении экономической ситуации в стране, отметил необходимость изменения принципа федерального финансирования субъектов Российской Федерации. Так, Президентом было предложено поощрять, а не лишать поддержки регионы, которые добились расширения собственной доходной базы, и учитывать это при распределении федеральных дотаций. Президентом также было предложено Правительству Российской Федерации подготовить предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами различных уровней. В результате таких мер предполагается повысить роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач.
В части выполнения рекомендаций, адресованных Тюменской областной Думе, сделано следующее.
В 2010 году в рамках контрольной деятельности депутатами областной Думы рассмотрена информация Правительства Тюменской области об эффективности финансирования областных целевых программ за 2009 год. При этом следует отметить, что в рамках рассмотрения данного вопроса в областную Думу была представлена информация о результатах реализации каждой из 33 областных целевых программ, а также о выполнении показателей эффективности, которые определены для каждой программы.
Областной Думой в 2010 году рассмотрена информация Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области". В информации Правительства Тюменской области было отмечено, что в 2010 году произошла активизация инвестиционных процессов на территории Тюменской области: компании, взявшие паузу в связи с кризисом, вернулись к реализации инвестиционных проектов. Высокую заинтересованность стали проявлять местные бизнесмены и начинающие предприниматели. Банки и лизинговые компании выразили готовность предоставлять финансовые ресурсы для реализации инвестиционных проектов.
Законом Тюменской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области" предусмотрено девять форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в Тюменской области. В то же время на практике наиболее эффективными формами государственной поддержки являются предоставление держателям инвестиционных проектов Тюменской области налоговых льгот, субсидий, а также оказание информационно-организационного и консультационного содействия лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность в Тюменской области либо планирующим ее осуществление.
В 2011 году областной Думой будет продолжена работа по контролю за реализацией и эффективностью финансирования всех областных целевых программ, в том числе программ, направленных на развитие реального сектора экономики, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной политики, проводимой Правительством Тюменской области. Так, в соответствии с Планом работы Тюменской областной Думы на 2011 год предполагается рассмотрение информаций Правительства Тюменской области о реализации Законов Тюменской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области", "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области", а также информации об эффективности финансирования областных целевых программ.
По данным, представленным в комитет Управлением Федеральной налоговой службы России по Тюменской области, в результате принятых налоговыми органами мер принудительного взыскания задолженности в отношении налогоплательщиков за 9 месяцев 2010 года в бюджетную систему Российской Федерации поступило 3,3 млрд. рублей.
За 9 месяцев 2010 года налогоплательщикам направлено требований об уплате налогов и сборов на сумму 7505,8 млн. рублей, погашено требований на сумму 2458,3 млн. рублей. Направлено инкассовых поручений на 2933,8 млн. рублей, погашено - на 698,8 млн. рублей.
Налоговыми инспекциями области в судебные органы направлено 14674 документа о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщиков - физических лиц на сумму 4,3 млн. рублей.
За 9 месяцев 2010 года судебным приставам направлено 12625 постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей на сумму 2129,3 млн. рублей. Погашено задолженности в результате исполнительных действий на сумму 190,1 млн. рублей.
В сфере формирования налоговой базы и собираемости местных налогов в Тюменской области сложилась позитивная тенденция к росту поступления налогов. За 11 месяцев 2010 года объем поступления земельного налога по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличился на 13%, или на 109 млн. рублей.
На рост поступления земельного налога оказывает влияние прирост объектов налогообложения - земельных участков, поставленных на кадастровый учет, по которым у налоговых органов имеются сведения о правообладателях. Необходимые для определения правообладателей земельных участков сведения представляются в том числе и органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения. По состоянию на 01.09.2010 на территории Тюменской области 223 муниципальных образования, или 75% от общего количества муниципальных образований области, внедрили у себя программные комплексы, позволяющие осуществлять обмен сведениями с налоговыми органами в электронном виде.
В соответствии с приказом УФНС России по Тюменской области № 01-06/551 от 17.10.2008 "О реализации плана мероприятий по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам" организована работа по размещению информации по налогоплательщикам, имеющим задолженность свыше 100 тыс. рублей, на интернет-сайте Управления Федеральной налоговой службы России по Тюменской области по адресу: www.r72.nalog.ru.
Что касается рекомендаций Счетной палате Тюменской области (далее - Счетная палата), то по информации, которой располагает комитет, за 2010 год Счетной палатой проведено 45 плановых контрольных мероприятий, которыми было охвачено более 380 объектов контроля.
В ходе проведения проверок выявлено финансовых нарушений на сумму более 280 млн. рублей. По результатам проведенных контрольных мероприятий устранено финансовых нарушений на сумму более 120 млн. рублей, в том числе: возмещено денежными средствами свыше 49 млн. рублей, дополнительно выполнено работ на сумму свыше 32 млн. рублей.
В настоящее время актуальной задачей Счетной палаты по осуществлению бюджетного контроля является определение эффективности и целесообразности расходов средств областного бюджета и использования областной собственности. Эта задача решается посредством применения в финансовом контроле аудита эффективности.
Проверки с использованием элементов аудита эффективности проводятся Счетной палатой Тюменской области с 2006 года. Для единых подходов к процедурам аудита эффективности использования средств областного бюджета специалистами Счетной палаты в 2007 году разработана методика проведения аудита эффективности. За истекший год Счетной палатой проведено 12 контрольных мероприятий с использованием аудита эффективности.
В настоящее время в регионе сформирована система внешнего финансового контроля, которая включает в себя два уровня финансового контроля, соответствующих уровням бюджетной системы Российской Федерации: это, во-первых, региональный уровень внешнего финансового контроля (представлен Счетной палатой Тюменской области), во-вторых, местный уровень внешнего финансового контроля (представлен контрольными органами муниципальных районов и городских округов).
На сегодняшний день в Тюменской области контрольно-счетные органы созданы во всех 26 муниципальных образованиях первого уровня (в 5 городских округах и 21 муниципальном районе).
Вместе с тем существует объективная потребность в укреплении местного уровня внешнего финансового контроля в области, создании согласованной, более качественной целостной системы внешнего финансового контроля. В такой ситуации целью развития муниципального контроля является обеспечение полномочий органов местного уровня внешнего финансового контроля в вопросах качественного управления муниципальными финансами.
По инициативе Счетной палаты Тюменской области 28 мая 2010 года в городе Тюмени состоялся семинар-совещание руководителей контрольно-счетных органов муниципальных образований Тюменской области по вопросу совершенствования системы внешнего финансового контроля в регионе.
По итогам совещания в целях повышения эффективности деятельности органов государственного и муниципального внешнего финансового контроля на территории Тюменской области, координации деятельности контрольно-счетных органов различных уровней и укрепления сотрудничества между ними создан Совет органов внешнего финансового контроля Тюменской области.
В рамках созданного Совета будет проводиться работа по оказанию контрольно-счетным органам Тюменской области правовой, методической, информационной и иной помощи, по организации конференций, семинаров, совещаний и других мероприятий по вопросам внешнего финансового контроля.
В части выполнения рекомендаций "круглого стола", адресованных органам местного самоуправления, можно сообщить следующее.
С учетом ожидаемого дефицита финансовых ресурсов, необходимости диверсификации экономики, развития инвестиционного и инновационного потенциала области в целом и муниципальных образований - в частности, органами местного самоуправления проводится работа по корректировке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. Так, в городе Тюмени проводятся мероприятия по корректировке проекта стратегии социально-экономического развития города Тюмени до 2020 года и программы комплексного социально-экономического развития города Тюмени на 2011 - 2015 годы.
Одним из требований, обозначенных в техническом задании, является разработка исполнителем 3 наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития города Тюмени до 2020 года:
- инерционного (с учетом влияния неблагоприятных внутренних и внешних факторов, включая последствия мирового кризиса);
- энерго-сырьевого (социально ориентированный вариант развития);
- инновационного (более благоприятные условия для развития с точки зрения привлечения в экономику инвестиционных ресурсов, а также роста внешнего спроса на продукцию и услуги города).
Аналогичная работа проводится и администрацией города Ишима. Дорабатывается концепция социально-экономического развития города Ишима на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года в соответствии с параметрами основных показателей социально-экономического развития Тюменской области.
Приоритетной задачей в развитии Тюменского муниципального района является привлечение инвестиций, создание новых высокотехнологичных производств, увеличение промышленного потенциала района, расширение его экономической базы. Большое внимание администрацией Тюменского муниципального района уделяется инновационным отраслям. Проведена работа по переводу жилого фонда и объектов соцкультбыта на новые блочные газовые мини-котельные, что привело к снижению расхода газа за счет более экономичного современного оборудования. Проводятся встречи с руководителями предприятий для обсуждения вопросов о перспективах деятельности, возможности применения инноваций, новых технологий, в том числе ресурсо- и энергосберегающих.
Для обеспечения режима экономного и рационального использования бюджетных средств органами местного самоуправления проводятся следующие мероприятия:
- ограничение принятия новых расходных обязательств и обеспечение их жесткой взаимосвязи с реальными возможностями бюджета;
- обеспечение снижения расходов на оплату коммунальных услуг бюджетных организаций за счет ежегодного сокращения лимитов потребления, определенных на год, предшествующий планируемому, на 3%;
- недопущение кредиторской задолженности по принятым расходным обязательствам, в первую очередь по заработной плате, публичным нормативным обязательствам, оплате коммунальных услуг.
Контроль за эффективностью бюджетных расходов осуществляется при проведении проверок органами финансового контроля, а также при рассмотрении информации о реализации утвержденных целевых программ.
Согласно представленным данным кредитными организациями в части выполнения рекомендаций "круглого стола" проводится следующая работа. Кредитные организации продолжают кредитование предприятий реального сектора экономики, субъектов малого и среднего бизнеса, разрабатываются новые кредитные программы, которые отвечают актуальным потребностям и возможностям потребителей.
Так, кредитный портфель Западно-Сибирского банка ОАО "Сбербанк России" по инвестиционному кредитованию составляет порядка 11,8 млрд. рублей.
Наиболее крупными проектами, финансируемыми банком, являются следующие:
- строительство завода "Поревит" в г. Ялуторовске, объем финансирования - 1,4 млрд. рублей;
- строительство фанерного завода в г. Тюмени - 0,4 млрд. рублей;
- строительство птицефабрики в п. Голышманово - 0,3 млрд. рублей;
- строительство завода металлоконструкций - 1,7 млрд. рублей.
Планируется участие банка в финансировании строительства нового завода пластмасс в п. Утяшево (0,3 млрд. рублей).
Кредитный портфель на строительство на территории юга Тюменской области поддерживается в среднем на уровне 6 млрд. рублей, в том числе более 0,7 млрд. рублей - на жилищное строительство.
К наиболее значимым строительным проектам в 2010 году можно отнести строительство жилых комплексов в г. Ишиме, в Тюменском и в 3-м Заречном микрорайонах г. Тюмени, строительство крупнейшего торгового центра в г. Тобольске, развитие ритейла на территории городов Тюмени, Ишима, Тобольска.
Для оказания максимальной поддержки строительной отрасли на территории региона банком разработана и реализована программа кредитования застройщиков, с одной стороны, и покупателей на приобретение квартир в финансируемом доме - с другой. При этом банк выступает посредником между покупателями и продавцами, предлагая каждому взаимовыгодные условия сотрудничества. Например, процентная ставка по таким ипотечным кредитам снижена на 1,5%.
Кроме того, банк по-прежнему продолжает осуществлять мероприятия по поддержке предприятий-заемщиков строительной отрасли, которых затронул кризис ликвидности 2008 - 2009 годов, а именно: снижение процентных ставок по кредитам до минимальных значений (снижение более чем на 5 пунктов), пролонгация кредитных договоров, дофинансирование проектов. Объем реструктуризированных кредитов за период 2009 - 2010 годов составил порядка 3 млрд. рублей.
Сбербанком проводится работа по кредитованию малого бизнеса. В 2010 году для предпринимателей работали не только уникальные кредитные продукты "Бизнес-авто" и "Коммерческая недвижимость", предусматривающие выдачу кредита под залог приобретаемого имущества на срок до 10 лет, но и разработаны абсолютно новые продукты: программа кредитования для участников государственных торгов "Госзаказ", льготная программа кредитования на покупку техники из Белоруссии, совместная программа с группой "ГАЗ" на покупку автомобилей. Описанные кредитные продукты имеют ряд преимуществ: по программе "Госзаказ" производится финансирование расходов на выполнение контракта, причем в качестве основного обеспечения могут выступать имущественные права по данному контракту. При кредитовании покупки техники из Белоруссии заемщику компенсируется процентная ставка в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (эффективные ставки 3 - 5%). Кредиты на покупку автомобилей производства группы "ГАЗ" клиент получает всего за 2 рабочих дня под льготную процентную ставку.
Для повышения качества обслуживания и скорости предоставления кредитных средств в апреле 2011 года Западно-Сибирский банк планирует запустить широкомасштабный проект "Кредитная фабрика", предусматривающий построение принципиально новой системы рассмотрения заявок на микрокредитование. В рамках данного проекта будет реализован новый кредитный продукт "Доверие", предусматривающий предоставление средств на срок от 6 до 24 месяцев в сумме от 30 тысяч до 1 миллиона рублей без подтверждения целевого использования средств под поручительство собственников бизнеса. При этом рассмотрение вопроса о предоставлении кредита будет осуществляться в предельно короткие сроки.
Также банком на постоянной основе проводятся мероприятия по иным, нефинансовым, формам поддержки малого бизнеса: "круглые столы", семинары, конференции, консультации по актуальным вопросам. В 2010 году банком проведены широкоформатные акции для малого бизнеса "Кредитный сезон" и "Время расти!", в рамках которых были снижены процентные ставки по всем видам кредитов, отменены комиссии, либерализованы условия по обеспечению, упрощена процедура рассмотрения кредитных заявок.
Активным участником на рынке кредитования - ОАО "Запсибкомбанк" - внедрена новая программа кредитования бизнес-клиентов по системе "овердрафт" с предоставлением возможности оптимизации расходов по уплате банковского процента в зависимости от выбранных самим клиентом параметров - срока транша, размера лимита, обеспечения. Также разработана и действует технология микрокредитов по схеме экспресс-кредитования, позволяющая быстро получить деньги на покрытие временных кассовых разрывов для расчетов по заработной плате, по налоговым платежам. В 2010 году банком введена на рынок программа долгосрочного (до 7 лет) кредитования на приобретение или строительство недвижимости для собственных нужд или для выполнения долгосрочных строительных контрактов. Приобретение оборудования, транспорта, спецтехники возможно по программе "Автокредит для бизнеса" под залог приобретаемого транспорта или в лизинг - по схеме взаимодействия "Банк + лизинговая компания".
Кроме этого, следует отметить, что в Тюменской области в 2011 году начинает работать фонд микрофинансирования. Данным фондом будут выдаваться займы предпринимателям по упрощенной схеме в сумме до 1 миллиона рублей. Новый фонд создан на базе Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области.
В части выполнения рекомендаций "круглого стола", адресованных хозяйствующим субъектам, можно сообщить следующее.
В условиях, когда была признана необходимость проведения всесторонней модернизации экономики страны и внедрения в производство новых технологий, предприятиями области предпринимаются определенные шаги в этом направлении. Так, компания ТНК-ВР при реализации Уватского инвестиционного проекта активно использует инновационные технологии бурения, сейсморазведки 3D. Для обеспечения производственного процесса с учетом его активного расширения ТНК-ВР вкладывает значительные средства в приобретение нового оборудования, отвечающего современным стандартам. Так, в рамках вышеназванного инвестиционного проекта в 2010 году выделено более 3 млрд. рублей на закупку материалов и оборудования.
Другим крупным предприятием Тюменской области - ООО "Тобольск-Нефтехим" - в 2010 году по программе поддержки основных фондов на модернизацию технологического, энергетического оборудования и объектов инфраструктуры было запланировано израсходовать 350 млн. рублей, в 2011 году эту сумму планируется увеличить на 20%. Кроме того, в 2010 году на предприятии начата реализация ряда инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производственных мощностей: "Модернизация мощности ЦГФУ по переработке ШФЛУ до 3,8 млн. тонн в год", "Модернизация отделения МТБЭ по выпуску метил-трет-бутилового эфира до 150 тыс. тонн в год", "Модернизация узла термостатирования пропановой фракции на отделении Б-1/1", "Модернизация турбокомпрессора 2М-1,2 цеха БК-3". В рамках этих проектов в течение 2010 - 2011 годов предусмотрены инвестиции в обновление и модернизацию технологического оборудования основных производственных цехов на сумму более 650 млн. рублей. В рамках масштабной корпоративной программы СИБУРа в обществе реализуется проект по внедрению передовых методов поддержания основных фондов, направленный на повышение эффективности использования производственных фондов и ресурсов.
Предприятиями и компаниями области проводятся мероприятия, направленные на внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Основной технологией, используемой ТНК-ВР в целях ресурсо- и энергосбережения, является создание собственной электрогенерации, в том числе с использованием попутного нефтяного газа (ПНГ). На юге Тюменской области (ООО "ТНК-Уват") осуществляется строительство газотурбинной электростанции на Усть-Тегусском месторождении, которая позволит утилизировать до 100 млн. куб. м ПНГ в год. Кроме того, планируется строительство ГТЭС на Кальчинском и Тямкинском месторождениях.
В ООО "Тобольск-Нефтехим" за счет реализации ежегодно разрабатываемой программы энергосбережения в 2010 году сэкономлено более 1 млн. кВт/час электроэнергии, более 40 тыс. Гкал теплоэнергии, около 400 тыс. н. м3 природного газа.
Таким образом, необходимо отметить, что рекомендации "круглого стола" нашли свое отражение в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, контрольных органов, работе предприятий и организаций Тюменской области, кредитных учреждений.




Официальная публикация в СМИ:
Приложение к газете "Тюменские известия", № 28, 19.02.2011


Постановление Тюменской областной Думы от 10.02.2011 № 2724
"Об информациях о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 11.02.2010 № 2003 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Актуальные проблемы обеспечения финансовой стабильности региона"

Постановление
Приложение 1. Информация Правительства Тюменской области о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 11.02.2010 № 2003 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Актуальные проблемы обеспечения финансовой стабильности региона"
Приложение 2. Информация о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 11.02.2010 № 2003 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Актуальные проблемы обеспечения финансовой стабильности региона"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru