Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 декабря 2010 г. № 33-11458/2010

Судья Хохлова Н.Г.

28 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
в составе председательствующего судьи Погорелко О.В.,
судей: Крашенинниковой М.В., Гориной Л.Н.
при секретаре: Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Погорелко О.В.
с участием представителя администрации г. Н.Новгорода А.Д.Н.
дело по кассационной жалобе представителя администрации города Нижнего Новгорода по доверенности А.Д.Н.,
по кассационному представлению старшего помощника прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода К.Р.В.
на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 22 сентября 2010 года по делу
по иску прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Нижнего Новгорода, администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода о возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированной свалки,

установила:

Прокурор Нижегородского района г. Нижнего Новгорода обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Нижнего Новгорода и администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода о возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированной свалки. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства об утилизации отходов производства и потребления, проведенной 17 мая 2010 года прокуратурой Нижегородского района города Нижнего Новгорода совместно с Нижегородским отделом Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области, установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, спилов веток на <...>.
В соответствии с действующим законодательством обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода и осуществляется за счет средств бюджета города. Администрации районов в рамках предоставленных им полномочий и в объемах финансирования, осуществляемого администрацией города, принимают участие в организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов, образующихся на территории соответствующего района. Однако указанные меры ответчиками не предпринимаются.
Наличие указанной несанкционированной свалки на территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода создает неблагоприятную экологическую обстановку, представляет опасность для здоровья населения и оказывает негативное воздействие на окружающую среду, приводит к ущемлению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункт 16 части 4 и пункт 18 части 7 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, принятого постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 № 91.

Просит обязать администрацию города Нижнего Новгорода, администрацию Нижегородского района города Нижнего Новгорода в соответствии с п. 16 ч. 4, п. 18 ч. 43 Устава г. Нижнего Новгорода, п. 3.1.5 Правил благоустройства в городе Нижнем Новгороде организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, находящихся на <...>.
В возражениях на исковое заявление представителя администрации города Нижнего Новгорода по доверенности А.Д.Н. указано на необоснованность исковых требований. Считает, что законодательством прокурору не предоставлено права на обращение с подобным иском, поскольку фактически прокурор вмешивается в решение ответчиком вопросов местного значения. Также указывает на невозможность исполнения решения суда в будущем в случае удовлетворения заявленных прокурором требований.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель администрации города Нижнего Новгорода по доверенности А.Д.Н. с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении.
Представитель администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода по доверенности К.Т.А. иск не признала, указав, что администрация района организует проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также соблюдение санитарных норм и правил, организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 22 сентября 2010 года постановлено:
Обязать Администрацию города Нижнего Новгорода, в соответствии с п. 16 ч. 4, п. 18 ч. 7 ст. 43 Устава г. Н.Новгорода, п. 3.1.5 Правил благоустройства в г. Н.Новгороде организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, находящихся на <...>.
В иске прокурору Нижегородского района города Нижнего Новгорода, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода об обязании принять меры к ликвидации несанкционированной свалки отказать.
В кассационной жалобе представителя администрации города Нижнего Новгорода по доверенности А.Д.Н. поставлен вопрос об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. Указывает, что на основании постановления администрации города Нижнего Новгорода от 13 января 2010 года № 85 "О выполнении функций муниципального заказчика" муниципальным заказчиком по содержанию территории района является администрация Нижегородского района города Нижнего Новгорода. Считает, что прокурор не вправе обязывать ответчиков к осуществлению действий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки свалки отходов древесины. Указывает также на неисполнимость решения, поскольку в нем не определены источники финансирования и статьи расходов, за счет которых оно должно быть исполнено.
В кассационном представлении старшего помощника прокурора Нижегородского района К.Р.В. поставлен вопрос об изменении решения. Просит изменить резолютивную часть решения суда, указав на обязанность администрации города Нижнего Новгорода организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, находящихся на <...> в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов кассационных жалобы и представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, выслушав объяснения представителя, судебная коллегия приходит к следующему.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3.1.5 Правил благоустройства города Нижнего Новгорода, утвержденных постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2007 № 56, а не пункт 3.15.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в ходе проверки состояния чистоты, порядка, благоустройства, внешнего вида на закрепленной территории муниципального образования администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода - <...> обнаружено: склон не очищен от твердых бытовых отходов, спилов веток, чем нарушен п. 3.15 Правил благоустройства города Нижнего Новгорода, что подтверждается актом № <...> от 17 июня 2010 года (л.д. 6 - 10).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие такой свалки бытовых и иных отходов свидетельствует о невыполнении администрацией города Нижнего Новгорода обязанностей, в связи с чем, возложил на нее обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, находящихся на указанной территории.
В кассационной жалобе представителя администрации г. Нижнего Новгорода указано на то, что администрация города не является надлежащим ответчиком по делу, указанные обязанности выполняются администрациями районов города, также ссылаясь на то, что судом первой инстанции не указано в резолютивной части решения, за счет средств какого бюджета должно быть исполнено решение.
Данные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований для отмены решения, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, и отвергаются по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3.1.8 Правил благоустройства города Нижнего Новгорода, утвержденных постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 20 июня 2007 года № 56, на всей территории города, включая частные домовладения и территории предприятий, организаций и учреждений, кроме специально отведенных мест, запрещаются сброс или складирование бытового мусора, крупногабаритного или строительного мусора, производственных отходов, жидких отходов, отходов спила деревьев, листвы, пустой тары, снега.
На основании п. 1 ст. 1 Устава города Нижнего Новгорода муниципальное образование "город Нижний Новгород" является городским округом, городом областного значения, следовательно, на него распространяется правовое регулирование деятельности городских округов.
Так, согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" также установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 16 пункта 4 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, принятого постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 № 91, а не подпункт 18 пункта 4 статьи 43.

На основании п. 1 ст. 43 Устава города Нижнего Новгорода обеспечение исполнения вопросов местного значения относится к полномочиям администрации города. Кроме того, в силу подпункта 18 пункта 4 указанной статьи в области жилищного, жилищно-коммунального обслуживания, предоставления услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг администрация организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, обязанность по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов согласно действующему правовому регулированию лежит на администрации города Нижнего Новгорода, к чему правильно пришел суд первой инстанции.
Вместе с тем, согласно статье 44 Устава города Нижнего Новгорода и постановлению Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 25 января 2006 года № 2 "Об утверждении Положений об администрациях районов города Нижнего Новгорода" администрации районов г. Нижнего Новгорода являются территориальными органами администрации города Нижнего Новгорода, организующими реализацию предусмотренных Уставом г. Нижнего Новгорода, Положением об администрации района задач и полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории района. Администрация района финансируется в соответствии со сметой доходов и расходов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города.
Положениями об администрациях районов города, утвержденными указанным постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода, предусмотрено, что администрация района принимает участие в организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов.
По смыслу приведенных норм администрации районов, в частности, администрация Нижегородского района города нижнего Новгорода, лишь принимает участие в исполнении администрацией города своих обязанностей по решению вопросов местного значения, при этом возложение данных обязанностей на администрации районов действующим законодательством не предусмотрено. Выполнение обязанности по организации сбора, вывоза и утилизации отходов исполняется непосредственно администрацией города за счет средств городского бюджета, специально выделенных на эти цели. Кроме того, на основании ст. 10 Бюджетного кодекса РФ администрации районов городского округа не имеют самостоятельных бюджетов.
Согласно пункту 3.1.5 Правил благоустройства в городе Нижнем Новгороде администрация города Нижнего Новгорода за счет средств бюджета города обеспечивает содержание (уборку и ремонт) проезжей части улиц, площадей, скверов, парков, остановок общественного транспорта, пешеходных территорий и иных территорий, за исключением территорий, содержание и уборку которых обязаны осуществлять юридические и физические лица в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами; проведение иных мероприятий по благоустройству территории города в соответствии с законодательством и настоящими Правилами.
Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 14 марта 2007 года № 893 "Об организации работ по сбору и вывозу крупногабаритного мусора на территории города Нижнего Новгорода" (л.д. 28) на администрации районов г. Нижнего Новгорода возложены следующие обязанности:
1.1. Определить объемы образования крупногабаритного мусора в районе.
1.2. Определить оптимальное количество и места установки или оборудования площадок для сбора крупногабаритного мусора в районе (за исключением образовательных учреждений, учреждений дошкольного образования, учреждений здравоохранения, торговых предприятий, имеющих собственные контейнерные площадки).
1.3. Составить реестр площадок для сбора крупногабаритного мусора.
1.4. Организовать нанесение мест установки или оборудования площадок для сбора крупногабаритного мусора на электронные карты районов.
1.5. С целью надлежащего сбора и вывоза крупногабаритного мусора с территорий районов города Нижнего Новгорода до 15 июня 2007 года провести конкурс на право вывоза крупногабаритного мусора с включенных в реестр площадок.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на директора департамента жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода Ш.Д.Ю.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям администрации г. Нижнего Новгорода и осуществляется за счет средств бюджета города. Администрации районов в рамках предоставленных им полномочий и в объемах финансирования, осуществляемого администрацией города, принимают участие в организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов, образующихся на территории соответствующего района, в связи с чем, администрация города является надлежащим ответчиком по делу, поскольку данные обязанности лежат именно на ней. На основании этого довод кассационной жалобы о том, что такой обязанности на администрации не лежит, отвергается судебной коллегией.
Также в кассационной жалобе заявителем указано на выполнение ответчиками обязанности по уборке мусора и иных бытовых отходов, однако в обоснование данного довода никаких доказательств не представлено. Имеющийся в материалах дела акт от 17 июня 2010 года подтверждает наличие свалки. Кроме этого, в силу того, что судом установлено наличие свалки мусора на территории Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, им сделан правильный вывод о том, что указанные обязанности администрацией города Нижнего Новгорода не выполняются, в связи с чем, исковое заявление в части возложения обязанности по организации ликвидации данной свалки на администрацию города Нижнего Новгорода подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы не содержат оснований для отмены или изменения решения.
В кассационном представлении ставится вопрос об изменении решения суда в части указания срока, в течение которого администрация города Нижнего Новгорода обязана организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, находящихся на <...>, а именно, 1 месяц.
Судебная коллегия соглашается с доводом кассационного представления о необходимости изменить решение суда в указанной части.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Исходя из того, что судом установлено нарушение ответчиком обязанностей по сбору, вывозу, утилизации отходов различного происхождения, кроме того, такие обязанности возложены в силу закона только на администрацию города, судебная коллегия находит возможным изменить решение суда в части установления срока для выполнения ответчиком возложенных на него обязанностей в течение определенного срока, поскольку в данном случае имеет место нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При решении данного вопроса судебной коллегией также учитываются требования ст. 6.1 ГПК РФ, в связи с чем, она приходит к выводу об определении срока для совершения возложенных на ответчика на основании обжалуемого решения действий в срок 3 месяца с момента вступления решения в законную силу.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение подлежащим изменению в части, установив администрации города Нижнего Новгорода срок для исполнения возложенных на нее решением суда обязанностей - три месяца с момента вступления решения в законную силу, в остальной части решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 22 сентября 2010 года изменить в части, дополнив резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:
Установить администрации города Нижнего Новгорода срок для совершения указанных действий три месяца после вступления решения в законную силу.
В остальной части решение оставить без изменения, кассационные жалобу и представление - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.


Определение Нижегородского областного суда от 28.12.2010 по делу № 33-11458/2010
Иск, предъявленный прокурором к администрации города Нижнего Новгорода и к администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворен в части обязания администрации города Нижнего Новгорода организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, поскольку обязанность по совершению указанных действий согласно положениям Устава города Нижнего Новгорода лежит на администрации города.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru