Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2011 г. по делу № 33-57/2011

Судья: Путилин Н.М.
Докладчик: Тельных Г.А.
17 января 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе: председательствующего: Лепехиной Н.В.
судей: Орловой О.А. и Тельных Г.А.
при секретаре: А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по кассационной жалобе лица, не привлеченного к участию в деле, управления социальной защиты населения Липецкой области на решение Усманского районного суда Липецкой области от 24 июня 2010 года, которым, постановлено:
Удовлетворить исковые требования Б.
Признать незаконным постановление главы администрации сельского поселения Пригородный сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 05.04.2010 г. № 100 в части утверждения протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от 05.04.2010 г. № 13 (п. 1.1) и снятия Б. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.
Признать за Б. право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;
Обязать администрацию сельского поселения Пригородный сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации восстановить Б. в очереди на улучшение жилищных условий с 16 декабря 2009 г.
Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., судебная коллегия

установила:

Истец Б. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Пригородный сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области и администрации Усманского муниципального района Липецкой области. Указал, что является ветераном Великой Отечественной войны; 16.04.2007 г. ему установлена бессрочно вторая группа инвалидности по общему заболеванию, жилья в собственности и по договору социального найма не имеет. С ноября 2009 года администрацией сельского поселения Пригородный сельсовет принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран ВОВ, а 05.04.2010 г. он снят с учета со ссылкой на совершение им действий по ухудшению своего жилищного положения, выразившихся в продаже им 23.12.2005 г. жилого дома в с. Излегоще с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Однако этот дом построен им был совместно с К., с которой совместно проживал без регистрации брака, 06.03.2005 г. К. умерла. На тот момент по состоянию здоровья он нуждался в постоянном постороннем уходе (у него ампутирована нога и самостоятельно он не передвигается). 08.04.2005 г. он продал дом П. за 30000 руб. по расписке, договор купли-продажи оформлен позднее. Все вырученные от продажи деньги он передал С., дочери умершей сожительницы, которая предоставляет ему уход и все необходимое для жизни. В то время он не был признан участником Великой Отечественной войны и инвалидом. Просил признать за ним право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов; признать незаконным постановление главы администрации сельского поселения Пригородный сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 05.04.2010 г. № 100 в части утверждения протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от 05.04.2010 г. № 13 (п. 1.1) и снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан; обязать администрацию сельского поселения Пригородный сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий с 16 декабря 2009 года.
В суде представитель истца Б. по доверенности С. требования поддержала, ссылаясь на те же доводы.
Представители соответчиков по доверенности З. и Д. против требований возражали, полагали их необоснованными.
Суд удовлетворил иск.
В кассационной жалобе управление социальной защиты населения Липецкой области просит отменить решение суда, считает, что судом нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в не привлечении к участию в рассмотрению в деле; суд неверно истолковал Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в части, касающейся обеспечения жилым помещением лиц из числа принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31.12.1951 г., полагает, что Указ Президента на Б. не распространяется.
Проверив доводы кассационной жалобы и материалы дела, выслушав представителя лица, не привлеченного к участию в деле, управления социальной защиты населения Липецкой области по доверенности У., поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителей истца Б. по ордеру адвоката Лопатину Л.Н. и по доверенности С., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", с последующими изменениями и дополнениями" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Президентом предписано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно комментируемому Закону. Согласно Указу все нуждающиеся ветераны до 1 мая 2010 года должны быть обеспечены жильем.
В силу ст. 2, ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", с последующими изменениями и дополнениями, к ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
1) участники Великой Отечественной войны:
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов
Согласно подпункта 3 пункта 1 ст. 15 этого Закона участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
Согласно пункта 1 статьи 23.2 настоящего Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу пункта 2, 4, 6 этой же статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Из материалов дела усматривается, что истец относится к категории участников ВОВ в силу п.п. "е" части первой статьи 2 ФЗ "О ветеранах" из числа лиц, участвующих в ликвидации националистического подполья в Западной Украине в 1951 г., что подтверждается удостоверением от 21.08.2007 г. и справкой Управления ФСБ по Липецкой области от 22.08.2007 г. /л.д. 17, 49/, 16.04.2007 г. установлена бессрочно вторая группа инвалидности.
Постановлением главы администрации сельского поселения Пригородный сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области РФ № 345 от 16.12.2009 г. истец принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а постановлением № 100 от 05.04.2010 г. - снят с учета ввиду заключения им 23.12.2005 г. договора купли-продажи жилого дома в с. Излегоще для приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Суд счел установленным, что Б. 8 апреля 2005 года продан П. за 30 000 рублей жилой дом по адресу: с. Излегоще Усманского района Липецкой области, что подтверждено распиской Б. от этой же даты о получении им указанной суммы /л.д. 8/; 26 декабря 2005 года между Б. и П. вышеназванная сделка оформлена в письменной форме в виде договора купли-продажи /л.д. 44/.
Районный суд, удовлетворяя требования истца и признавая незаконным постановление главы администрации сельского поселения Пригородный сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области № 100 от 05.04.2010 г. о снятии Б. с учета, исходил из того, что истец распорядился принадлежащим ему домом до получения удостоверения ветерана ВОВ и издания Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", поэтому не имел намерения улучшить свои жилищные условия как ветеран ВОВ на момент отчуждения дома, кроме того, фактически истец продал дом П. 08.04.2005 г. и по состоянию на 09.04.2010 г. истекло пять лет со дня совершения указанных действий в соответствии со ст. 53 ЖК РФ.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно ч. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Из текста договора купли-продажи от 23.12.2005 г. следует, что отчуждаемый истцом дом принадлежит ему на основании справки, выданной администрацией Излегощенского сельсовета Усманского района от 20.10.2005 г., зарегистрированной 03.11.2005 г. Усманским сектором Грязинского отдела УФРС по Липецкой области записью в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 03.11.2005 г. (л.д. 44). Таким образом, право собственности Б. на отчуждаемую недвижимость впервые было зарегистрировано, и, соответственно, возникло только с момента государственной регистрации 3.11.2005 г.
В материалах дела сведений о регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на проданный Б. жилой дом в с. Излегоще Усманского района Липецкой области к П. не содержится. Однако имеется справка Управления Росреестра по Липецкой области от 11.12.2009 г. об отсутствии записи о регистрации прав на недвижимое имущество за Б., что позволяет сделать вывод о том, что по состоянию на 11.12.2009 г. сделка от 23.12.2005 г. и переход прав на дом к П. были зарегистрированы в ЕГРП.
При таких обстоятельствах, вывод суда, о том, что фактически дом Б. был продан и сделка состоялась 08.04.2005 г., постановлен с существенным нарушением норм материального права.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, на момент снятия истца с учета для улучшения жилищных условий 5.04.2009 г. пятилетний срок со дня отчуждения жилого помещения не истек.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что истец имеет право претендовать на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как участник ВОВ, однако реализация этого права возможна с учетом положений ст. 53 ЖК РФ и путем повторного обращения истца с соответствующим заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Довод представителя кассатора в суде второй инстанции о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий является обоснованным.
Ссылка суда на то, что истец распорядился принадлежащим ему домом до получения удостоверения ветерана ВОВ, не опровергает законность действий ответчика по снятию Б. с очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия полагает, что тот факт, что истец получил удостоверения ветерана-участника ВОВ только в 2007 г., не свидетельствует о невозможности реализации его права на получение такого удостоверение ранее, и не свидетельствует об отсутствии намерения ухудшить жилищные условия вследствие продажи жилого дома. Кроме того, истец был вправе претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с частью 2 ст. 49 ЖК РФ.
Ссылка представителя истца на то, что отчуждение дома имело место до издания Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г., не может быть принята во внимание, поскольку меры социальной поддержки участников ВОВ в виде улучшения жилищных условий предусмотрены Законом РФ "О ветеранах", а Указ Президента направлен на ускорение реализации этого Федерального закона в целях завершения обеспечения жильем нуждающихся ветеранов ВОВ.
Довод представителей истца о том, что доводы кассационной жалобы управления социальной защиты населения, не могут повлечь отмену или изменение судебного постановления, поскольку права этого органа не затрагиваются, не основан на законе.
Так в силу ч. 4 ст. 4, ст. 5 Закона Липецкой области от 18.08.2006 г. № 318-ОЗ "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" исполнительный орган государственной власти области в сфере социальной защиты населения на основании заверенных сведений органов местного самоуправления формирует областной список и вносит предложения по перечислению субвенций органам местного самоуправления. Этот же орган определяет среднерыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья для расчета субсидий, а также осуществляет контроль за целевым использованием субвенций органами местного самоуправления.
Следовательно, управление соцзащиты населения Липецкой области является участником правоотношений в сфере обеспечения жильем участников ВОВ и надлежащим кассатором.
Поскольку районным судом нарушены нормы материального и процессуального права, то судебная коллегия полагает в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 362 ГПК РФ решение отменить и постановить новое решение, которым в иске Б. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361 - 367 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Усманского районного суда Липецкой области от 24 июня 2010 года отменить, постановить новое решение, которым в иске Б. отказать.

Председательствующий

Судьи




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Липецкого областного суда от 17.01.2011 по делу № 33-57/2011
<Продажа дома до получения удостоверения ветерана ВОВ не опровергает законность действий ответчика по снятию истца с очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку на момент снятия с учета пятилетний срок со дня отчуждения жилого помещения, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ, не истек; получение удостоверения ветерана - участника ВОВ после продажи жилья не свидетельствует о невозможности реализации его права на получение такого удостоверения ранее и не свидетельствует об отсутствии намерения ухудшить жилищные условия вследствие продажи жилого дома>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru