Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2010 г. № 33-7394/2010

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми
в составе председательствующего Боковиковой Н.В.
судей Алексеевой С.Ф., Юдина А.В.
при секретаре Д.Н.
рассмотрев в судебном заседании 22 ноября 2010 года гражданское дело по кассационной жалобе представителя Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда от 5 октября 2010 года, по которому Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано включить Ф.А. в республиканский список нуждающихся в получении жилья граждан по категории "вдовы погибших (умерших) инвалидов Войны, участников Великой Отечественной войны" и произвести единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья, исходя из очередности и даты подачи заявления - 19.05.2010.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Сыктывкар в интересах Ф.А. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО "Сыктывкар" и Агентству РК по социальному развитию о признании истца нуждающейся в получении жилья и предоставлении единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В ходе производства по делу в связи с добровольным удовлетворением требований Администрацией МО ГО "Сыктывкар" прокурор и представитель истца уточнили требования иска и просили обязать Агентство РК по социальному развитию выплатить Ф.А. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья.
В судебном заседании представитель истца Ф.Е. и представитель Администрации МО ГО "Сыктывкар" уточненные требования иска поддержали.
Представитель Агентства РК по социальному развитию с иском не согласилась.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, указывая, что нарушений прав истца Агентством РК по социальному развитию не допущено, поскольку в предоставлении единовременной денежной выплаты Ф.А. отказано не было. Также полагают, что оформленный Ф. договор дарения квартиры, оставшейся после смерти ее супруга, не свидетельствует об утрате ею право пользования указанным жилым помещением.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
Как следует из обстоятельств дела, 19.05.2010 представитель Ф.А. Ф.Е. обратилась в АМО ГО "Сыктывкар" с заявлением о принятии Ф.А. на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории граждан "вдова умершего участника ВОВ", указав в заявлении, что в настоящее время Ф.А. проживает в двухкомнатной квартире <...>, находящейся в собственности внука.
Решением общественной комиссии от 02.06.2010, утв. постановлением Главы Администрации МОГО "Сыктывкар" от 21.06.2010 № <...> Ф.А. было отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Решением общественной комиссии от 11.08.2010, утв. постановлением Главы Администрации МОГО "Сыктывкар" от 31.08.2010 № <...>, данное решение было пересмотрено. Ф.А. признана нуждающейся в жилом помещении по категории граждан, определенных федеральным законодательством для получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий из средств федерального бюджета с 19.05.2010 на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что Ф.А. относится к категории лиц "вдовы погибших (умерших) инвалидов Войны, участников Великой Отечественной войны", имеющих право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".
Судебная коллегия находит такое суждение суда правильным, так как оно соответствует действующему законодательству при его правильном толковании и основано на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу ст. 23.2 данного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки Российской Федерацией были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение федерального законодательства принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки", которым предусмотрено, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст. 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 14, а не статья 4.15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно п. 3 утвержденного Порядка формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст. 4.15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", производится Агентством Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, в порядке очередности в соответствии с республиканским списком по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления.
Судом бесспорно установлено, что до обращения с заявлением в администрацию 19.05.2010 Ф.А. на учете в органе местного самоуправления на получение жилья не состояла. На момент разрешения спора проживает по адресу: <...>, в жилом помещении, принадлежащем ее внуку Ф.Д. на основании договора дарения от 07.06.2004; имеет регистрацию в указанной квартире; меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплаты на его приобретение не получала. Ф.Д. совместно с ней в указанном жилом помещении не проживает, членом ее семьи в силу закона и фактических обстоятельств дела не является. При этом по условиям заключенного между ними 07.06.2004 договора, Ф.А. после отчуждения квартиры, права постоянного пользования этим жилым помещение для своего проживания не имеет.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции в полном соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Коми пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора г. Сыктывкара и возложении на Агентство РК по социальному развитию обязанности по включению Ф.А. в соответствующий республиканский список нуждающихся в получении жилья граждан по категории "вдовы погибших (умерших) инвалидов Войны, участников ВОВ" и предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья в установленном порядке.
Приведенный вывод суда подтвержден фактическими данными по делу, со ссылками на нормы материального права, подробно мотивирован в решении и сомнений в законности не вызывает.
При этом как верно указал суд оснований для признания намеренного ухудшения своих жилищных условий с целью получения жилья либо выплаты на его приобретение в действиях Ф.А., подарившей квартиру, расположенную по адресу: <...>, внуку, не имеется, так как отчуждение квартиры, произведено Ф.А. более шести лет назад до обращения с заявлением в администрацию МОГО "Сыктывкар" о постановке на учет нуждающихся.
Доводы ответчика о том, что нарушений прав Ф.А. со стороны Агентства РК по социальному развитию по невключению ее в республиканские списки на получение денежной выплаты на приобретение жилого помещения не допущено, ссылаясь при этом на отсутствие истца в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представленных Администрацией МО ГО "Сыктывкар", несостоятельны, поскольку не подтверждаются обстоятельствами дела, из которых следует, что 31.08.2010 постановлением Главы Администрации МОГО "Сыктывкар" от № <...> Ф.А. признана нуждающейся в жилом помещении по категории граждан, определенных федеральным законодательством для получения единовременной денежной выплаты на приобретение жилья с постановкой на учет с даты подачи заявления 19.05.2010.
Приводимые в жалобе доводы о сохранении за Ф.А. права пользования жилым помещением, которое после перехода права собственности на него к Ф.Д. по договору дарения не было ею утрачено, соответственно она не может быть отнесена к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Однако Ф.Д. совместно с истцом в квартире <...> не проживает. Ф.А. собственником указанной квартиры не является, равно как, не является она и членом семьи собственника.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда от 5 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Верховного суда Республики Коми от 22.11.2010 № 33-7394/2010
<Дело по кассационной жалобе на решение суда, по которому Агентство РК по социальному развитию обязано включить лицо в республиканский список нуждающихся в получении жилья и произвести единовременную денежную выплату оставлено без изменения, поскольку гражданка меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплаты на его приобретение не получала, оснований для признания намеренного ухудшения своих жилищных условий с целью получения жилья либо выплаты на его приобретение в действиях лица не имеется.>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru